«Jennifer’s Veil»
С EP The Birthday Party «Mutiny!» (1983)
Финальный аккорд первой группы Кейва (начинавшей в Мельбурне под названием The Boys Next Door и сменившей вывеску после переезда в Лондон) — беспокойный, сродни тогдашним отношениям музыкантов, EP, который вышел уже после распада The Birthday Party. Именно здесь прячется их, может статься, лучшая песня — леденящая кровь готическая страшилка, не особенно похожая на другие записи скрестившей эстетику The Stooges и Suicide группы.
«Running Scared»
Би-сайд сингла «The Singer» (1986)
Еще одна предсмертная короткометражка The Birthday Party носила название «The Bad Seed», официально взятое Кейвом для новой группы весной 1984 года. Кавер-версия «Running Scared» Роя Орбисона — редкая песня The Bad Seeds, в записи которой приняли участие сразу три бывших участника The Birthday Party: Кейв, Мик Харви и умерший вскоре после этого Трейси Пью. А состоявший исключительно из каверов «Kicking Against the Pricks» — один из самых недооцененных альбомов Ника.
«The Train Song»
Би-сайд сингла «The Ship Song» (1990)
«The Ship Song» стал одним из первых канонических синглов The Bad Seeds, а одноименное видео — началом растянувшегося на три декады сотрудничества Кейва и австралийского режиссера Джона Хиллкота («Дорога»). Заслуживает внимания и его пышно аранжированный би-сайд под симметричным названием. Влюбившись в бразильянку и полежав в рехабе, Ник плюнул на мелочи вроде песенных заголовков — на альбоме «The Good Son» многие из них остались рабочими.
«What a Wonderful World»
Сингл Ника Кейва и Шейна МакГоуэна (1992)
Дважды бывший фронтмен The Pogues с алкоголем и наркотиками завязал совсем недавно. Коллаборация с Кейвом стала первым сольным синглом МакГоуэна, когда его выгнали из группы за «непрофессиональное поведение». Удивительное дело, но увековеченный Луи Армстронгом эстрадный стандарт вполне подошел этому тандему — хотя хмурый баритон Ника и туманные стоны Шейна даже не пытаются найти общий язык.
«Plain Gold Ring»
С концертного альбома «Live Seeds» (1993)
Еще одна кавер-версия — которую немудрено забыть за давностью лет (первый концертник The Bad Seeds вышел, когда в их репертуаре еще не было ни «Red Right Hand», ни «Stagger Lee») или не заметить по соседству с «The Mercy Street» и «Jack the Ripper» в трек-листе. Этот активно исполнявшийся группой в 1990-х сырой, спорадически остервенелый блюз первой записала Нина Симон. Их с Ником совместное фото — одно из лучших в жанре «две звезды».
«Sail Away»
Би-сайд сингла «Do You Love Me?» (1994)
Выйдя к середине 1990-х на пик формы, Кейв начал медленно, но верно превращаться в себя теперешнего — нового Леонарда Коэна с эпизодическим акцентом на макабрическое. Этот вызывающе неспешный, даже монотонный би-сайд примечателен не только отчетливо коэновскими интонациями, но и интересным инструментарием: Ник тут играет на органе Хаммонда, а Харви осваивает маримбу.
«Little Empty Boats»
Би-сайд сингла «Into My Arms» (1997)
Одну из своих главных песен Кейв написал для переломного в контексте его дискографии альбома «The Boatman’s Call», по горячим следам расставания с Пи Джей Харви. Тогда же, в 1997 году, Ник спел «Into My Arms» на похоронах Майкла Хатченса из INXS, а состав The Bad Seeds официально пополнил еще один отчаянно талантливый австралиец Уоррен Эллис — в числе прочего, семплирующий собственное соло на скрипке для этого ауттейка.
«Star Charmer»
Би-сайд сингла Grinderman «Heathen Child» (2010)
Объединив усилия с Эллисом, Кейв выбился в число самых интересных композиторов Голливуда, оставаясь при этом фронтменом сразу двух активных групп: The Bad Seeds и Grinderman. Немудрено, что к концу нулевых коллаборации Ника и Уоррена начали напоминать друг друга. В то время как очередной альбом The Bad Seeds «Dig, Lazarus, Dig!!!» гнул гаражную линию Grinderman, лучший из би-сайдов последних не затерялся бы ни на «The Lyre of Orpheus», ни на титрах какого‑нибудь кино.
«Give Us a Kiss»
С одноименного неальбомного сингла (2014)
Эта редкой красоты баллада была издана отдельным синглом в поддержку не альбома, но фильма — выдающейся драматизации одного, 20000-го дня из жизни Ника Кейва. «20000 дней на Земле» запомнился и необычным для документального кино нарративом, и познавательными диалогами Кейва и его коллег (в диапазоне от поп-звезды Кайли Миноуг до актера Рея Уинстона), и в особенности музыкой. Великая концертная версия «Jubilee Street» дополнила «Give Us a Kiss» как би-сайд.
«Three Seasons in Wyoming»
Из саундтрека к фильму «Ветреная река» (2017)
Лучшим из многочисленных саундтреков Кейва и Эллиса остается музыка к ревизионистскому вестерну «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». Однако свои выдающиеся моменты есть в каждой их звуковой дорожке. Выйдя между «Skeleton Tree» и недавним «Ghosteen», саундтрек к сокрушительному триллеру Тейлора Шеридана дал переживавшему собственную драму композитору Кейву право голоса — который у него способен вынимать душу даже в жанре spoken word.