Как появился «трип»?
Предпосылкой для запуска «трипа» стала компиляция Нины Кравиц для «DJ-Kicks» 2015 года. Готовясь к записи микса, артистка искала звучание, схожее с двумя пластинками, которые она приобрела еще в 2000-х годах. На одной из них был трек «Grass Hunter» от исландского продюсера Exos, на второй — музыка Стива Столла под псевдонимом Cobalt, красивое минималистичное техно. После ревизии на руках у Нины оказалось большое количество неизданного материала — специфического, но очень интересного. Она задалась вопросом, как его можно использовать. И подумала о создании собственного лейбла.
Немногим ранее Кравиц, как она рассказывала изданию Crack, приснился сюрреалистичный сон: огромный осьминог медленно поворачивался в воздухе. Это странное видение вылилось в концепцию дебютного релиза «трип», который случился в 2014 году. Им стала двойная EP-компиляция «The Deviant Octopus» с загадочным описанием: «Вдруг появился осьминог и всех съел. И раздумывать не стал». Туда попали треки от уже состоявшихся продюсеров, вроде Стива Столла, Exos и самой Нины Кравиц, а также от новичков, например, исландца Bjarki.
В «DJ-Kicks Mix» также вошли эксклюзивные вещи с нового лейбла. Этот материал отличался от того, что Кравиц ранее демонстрировала в своих «вдохновленных Dance Mania» сетах. Она хотела создать более триповую, глубокую атмосферу. И у нее получилось. В тандеме с миксом релиз «The Deviant Octopus» утвердил за артисткой звание «мастера диповой наркотической танцевальной музыки» и дал отличный старт ее «трипу».
Трек российского продюсера Ромы Зукермана «Sleep Not Found?» — прекрасный пример одного из «путешествий», которое скрывается в слове «трип». Он передает ощущение усталости, когда твое сознание балансирует на границе между сном и реальностью.
Как звучит «трип»?
В каталоге лейбла — техно, электро, хардкор, минималистичная и немного шутливая электроника — изящная эклектика. Лейбл держит баланс между брутальностью техно-звучания и некой непринужденностью, иронией. Взять, к примеру, последний альбом PTU «Am I Who I Am», который словно собран из скетчей, незавершенных записей и обрывков выступлений.
Кравиц работает не только с новичками, но и с редкостной стариной. Она выпускала редкие работы Aphex Twin или неизвестный материал от первопроходцев исландского рейва 1990-х вроде Biogen и Exos. На подлейбле «трипа» Galaxiid она выпустила классиков московского андеграунда 1990-х, дуэт «Виды рыб» (Species of Fishes) с их вторым альбомом «Trip Trap».
Кравиц, по ее словам, просит продюсеров присылать ей как можно больше собственных наработок, даже, по их мнению, неудачных или незаконченных. Что ей может понравиться, понять невозможно. Подходящие треки готовятся к релизу не сразу, ждут «правильного момента». Какие‑то выходят через год или два, однако, как признается сама Кравиц, есть вероятность, что их время не наступит вовсе. Одних артистов такой сценарий устраивает, других — нет. Но как бы там ни было, в большинстве случаев издаться на «трипе» — это возможность заявить о себе в международном масштабе и получить признание.
Кого прославил «трип»?
Одним из самых больших прорывов на лейбле стал исландский продюсер Bjarki. Его работа 2015 года «I Wanna Go Bang» стала настоящим хитом, о музыканте заговорили далеко за пределами родного Рейкьявика. Выпустив под патронажем Нины больше релизов, чем кто‑либо еще, и добившись успеха, он основал собственный лейбл bbbbbb. А вот для российского продюсера Филиппа Горбачева звездным треком на «трип» был «Ivan, Come On, Unlock the Box» в обработке Кравиц.
В 2015 году Mixmag поставил «трип» на первое место в списке The Best Labels, годом позже звание Label of the Month ему присвоил Resident Advisor. За детищем Кравиц внимательно наблюдают не только медиа и поклонники электронной музыки, но также коллеги по цеху. «Один из самых прогрессивных техно-лейблов» — именно так об импринте отозвался продюсер Shifted.
Как выглядит «трип»?
Лейбл не просто выпускает музыку, но выстраивает вокруг нее целую историю, которая материализуется в темных иллюстрациях-фантазиях.
С самого начала ключевая фигура в развитии визуальной эстетики «трипа» — португальский художник Tombo. Нина впервые увидела в фейсбуке написанный им ее портрет, выполненный в специфической мрачной манере. Она связалась с автором и попросила сделать иллюстрацию для компиляции «The Deviant Octopus». Так появился осьминог, который «всех съел и раздумывать не стал».
Работы Tombo усиливают эмоциональный нарратив, скрытый в музыке, и помогают ей «стимулировать мозг, мечты и фантазии» слушателя. Его герои — детализированные монстры: черный человек с глазами на подушечках пальцев («I Have a Question»), инопланетные существа разных форм и размеров («Halogen Continues», «A Broken Clock Is Right Twice a Day»), интергалактические киты, парящие над «секс-лесом» («Arthur and the Intergalactic Whales»).
Как «трип» изменил саму Кравиц?
«Никто не мог ужиться со мной или с тем, что я делала на сто процентов», — рассказывала Кравиц в интервью Resident Advisor. С появлением «трипа» она смогла найти единомышленников.
Кравиц, по ее словам, всегда мечтала о некой мультикультурной организации, где «музыка начиналась бы с дружбы» и развивалась с ее помощью. «Я хотела создать игровую площадку, где художники и музыканты могли бы чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы делиться своими идеями, общаться с другими людьми и давать возможность процветать своему творчеству».
В роли патрона «трипа» Нина Кравиц не только придумывает концепции для релизов и ищет новую музыку, но также много времени уделяет поддержке и развитию уже подписанных артистов. Она участвует в гастрольных шоукейсах и регулярно играет треки подопечных в собственных сетах.
10 релизов «трипа», которые стоит послушать
Nina Kraviz «Stranno Neobjatno»
Пожалуй, лучшее отражение сути «трипа» в названии этого трека с EP «Stranno Stranno. Neobjatno». Впрочем, с точки зрения музыкальной эта работа также идеально соответствует лейблу: гипнотизирующая, но в то же время танцевальная, с мерцанием жутковатых звуков и потусторонним вокалом.
Universal Indicator «15 c7»
Запись старинного проекта Афекса Твина и Майка Дреда. Трек дуэта вышел на юбилейной компиляции «трипа» «Don’t Mess with Cupid, Cause Cupid Ain’t Stupid». И это буквально убийственная кислота. Даже самый выносливый рейвер 1990-х мог бы не выдержать такого напора.
PTU «Over»
Алина Изолента и Камиль EA из Казани — одни из самых многообещающих и обсуждаемых музыкантов лейбла. «PTU не делают больших инновационных скачков на «Am I Who I Am», они скорее ушли гораздо дальше от привычных границ», — написал Pitchfork в рецензии на дебютный альбом дуэта. Трек «Over» — эффектная и эффективная смесь какофонии и бойкого техно.
Рома Цукерман «I Have a Question»
Пример творчества сибирского самородка Цукермана — этот минималистичный трек с измененным мужским голосом, который вещает словно из глубин психоделического трипа.
Deniro «Organezized»
Голландец Рейнир Хофт (Reynier Hooft) создает техно под псевдонимом Deniro с 2012 года. Ранее он сотрудничал с амстердамским лейблом Tape Records, но именно релизы на «трипе», привлекли к продюсеру всеобщее внимание. Трек «Organezized», вышедший в 2015 году, — кинематографичное техно с возвышенной мелодией.
Carlota «Noise Psychosis»
Молодая продюсерка и диджейка из Испании Carlota, известная также по модульному дуэту Kitmun, впервые засветилась на «трипе» меньше года назад. Ее треки попали на компиляцию «Happy New Year! We Wish You Happiness!» и тут же удостоились хороших отзывов от Resident Advisor и Pitchfork. «Noise Psychosis» отражает страсть девушки к модульным системам и необычным звуковым узорам.
Biogen «Autofloat»
Умерший в 2011 году Сигурбьорн Торгримссон — важная фигура исландской электронной сцены. В 2017 году «трип» выпустил компиляцию, собранную из ранее не издававшегося материала продюсера. Эмбиент-трек «Autofloat» — один из лучших. Он звучит так, словно Biogen включил множество органных записей одновременно, пытаясь довести слушателя до состояния религиозного катарсиса.
Shadowax «Mortal Talking»
Финальный трек на «Nikolai Reptile» Мирабеллы Карьяновой. После легкой для восприятия электроники («Nikolai Reptile», «Ochen», «What About Me»), которая открывает EP, «Mortal Talking» с его убойным BPM и трансовым звучанием — это все равно что внезапный удар электрошокером. Очень в духе «трипа».
Nina Kraviz vs Snazzy «U Ludei Est Pravo!»
Дэн Сназель (он же Snazzy) — человек-оркестр в прямом смысле слова, техно-продюсер и синт-дизайнер, мастер модульных систем. Нина писала, что «U Ludei Est Pravo!» был записан в студии Snazzy в Нью-Йорке, где они несколько часов импровизировали на его технике. Затем Кравиц обрезала запись и добавила туда вокальные семплы. Получился очень смелый и настойчивый трек, своеобразная электроника в панк-стилистике.
Vladimir Dubyshkin «Belissimo»
Владимир Дубышкин — самый молодой артист лейбла. «Cheerful Pessimist» — его первый полноценный EP на «трипе», вышедший в декабре прошлого года. Это один из наиболее ровных «трип»-релизов — динамичное танцевальное техно с гулким эхом вокала. Трек «Belissimo» — лучший тому пример и напоминание о том, что в какие бы странные или серьезные звуковые дебри иногда не забиралось техно, это, прежде всего, музыка для танцев и вечеринок.