Праздник День музыкального магазина, который в этом году отмечается 16 апреля, становится все популярнее. А приуроченных к нему пластинок выходит все больше. Тагир Вагапов приводит примеры как очень удачных, так и откровенно нелепых релизов ближайшего Record Store Day.

«Лайк»

J Dilla «The Diary»

Казалось бы, из неизданного при жизни Джей Диллы материала было выжато примерно все, что только можно, и последние его посмертные релизы (в основном разного рода черновики и биттейпы) были для визионера от хип-хопа такого уровня относительно пустяковыми; ценными для почитателей, но ничего уже не добавляющими к его личности и легенде. Выяснилось же, что света не видел целый вокальный альбом Диллы, первый за десять лет с момента выхода «The Shining», записанного музыкантом перед смертью (и вышедшего уже после). «The Diary» хронологически более ранняя работа, сделанная Диллой в начале нулевых, и для внимательных поклонников не весь материал тут новый: что синглы «Fuck the Police» и «The Anthem», что ироничный кавер на гэри-ньюмановскую «Cars» (в версии Диллы — «Trucks») давно уже являются одними из самых популярных песен Джея. Но сам факт, что альбом, задуманный именно как альбом при жизни музыканта, наконец-то будет издан — ярчайшее событие в масштабах года, а вовсе не только Record Store Day, но приуроченное именно к нему.

J Dilla «Trucks»
Выходные данные recordstoreday.com

Lush «Origami»

Воссоединившиеся совсем недавно британские классики дрим-попа и шугейза Lush заявлены на массе больших летних фестивалей и уже успели выпустить EP (шутка ли — первый новый материал аж за 20 лет!), так что момент для того, чтобы освежить в памяти их классический материал, выбран очень правильный. В нарядном бокс-сете можно найти разноцветные пластинки со всеми тремя альбомами группы и двумя компиляциями синглов, одна из которых, «Topolino», на виниле выходит и вовсе впервые.

Lush «Superblast!»
Выходные данные recordstoreday.co.uk

«Cambodian Cassette Archives: Khmer Folk and Pop Music Vol. 1»

Виниловая версия подготовленного культовым среди любителей индокитайской (и азиатской вообще) экзотики лейблом Sublime Frequencies некогда воспетого на страницах «Афиши» Максимом Семеляком сборника кхмерского рок-н-ролла (музыки, впоследствии загубленной пол-потовским режимом) выходит впервые — спустя 12 лет после релиза на компакт-диске. Два десятка позабытых жемчужин, неслабо всколыхнувших в свое время интерес к музыке стран третьего мира даже в Москве (благодаря энтузиастам с Горбушки, отпиратившим этот и похожие сборники так, что хватило всем), записанных непонятно кем (исполнители большей части композиций на «Cambodian Cassette Archives» науке неизвестны) и выходящих теперь на нарядной двойной пластинке — релиз вполне себе нужный и важный.

«Two Wives Are Twice the Problem​​ ទុក្ខប្រពន្ធពីរ»
Выходные данные recordstoreday.co.uk

Специальные релизы лейбла Finders Keepers

1 / 3
2 / 3

Другой видный архивный лейбл, выпускающий, в отличие от Sublime Frequencies, музыку очень разную (но тоже, как правило, дикую и мало кем слышанную), подготовил к празднику три семидюймовые пластинки — мелочь, казалось бы, но дело, как обычно с Finders Keepers бывает, в любопытнейшем материале. Лот номер один — переиздание дебютного сингла безвестных британских синтипанков Gerry and the Holograms; если другой их релиз с одноименной песней «Gerry and the Holograms» более или менее известен, то два безымянных трека получившей второе рождение семидюймовки «The Emperorʼs New Music», цена на оригинал которой на Discogs начинается со ста евро, не слышал практически никто. Вторая «семерка» — никогда не издававшиеся альтернативные версии двух композиций великого французского композитора и продюсера Жан-Клода Ванье, работавшего, в частности, с Сержем Генсбуром. И наконец, третий специальный релиз от Finders Keepers — также ранее не изданный саундтрек авторства британского музыканта-многостаночника Алана Паркера к британскому же телесериалу 1983 года «Однажды летом».

Jean-Claude Vannier «Les gardes volent au secours du roi»

«The Ladies of Too Slow to Disco»

Предыдущие две части сборника «Too Slow to Disco», реанимировавшие и актуализировавшие жанр AOR (adult oriented rock, еще недавно считавшийся чуть ли не ругательством), голубоглазый соул, раннее диско и прочую солидную поп-музыку семидесятых, более того — вернувшие ее на танцполы, со своей задачей вполне справились. Набитые под завязку хитами как от людей известных (Холл и Оутс, Chicago, Fleetwood Mac и так далее), так и от давно забытых, они, однако, имели существенный недостаток — на них почти не звучали женские голоса. Новая, целиком женская часть серии призвана исправить недоразумение; в честь Record Store Day нарядная компиляция выходит с бонусной семидюймовой пластинкой. На ней можно найти два специальных диско-эдита, но сборник и сам по себе крайне хорош.

Valerie Carter «Crazy»
Выходные данные recordstoreday.co.uk

«Не лайк»

Linkin Park «Road to Revolution: Live at Milton Keynes»

Пока поклонники группы Linkin Park зашивают дырки от тоннелей в ушах, сделанные из любви к группе, лейбл Warner переиздает их концертный (!) альбом 2008 (!) года на виниле. Выходивший на всевозможных носителях в семнадцати вариантах, на виниле этот концертник нужен сейчас разве что только самым прожженным фанатам. Впрочем, львиная доля того, что выкидывают в этот день на рынок мейджор-лейблы, обладает более или менее сравнимой ценностью, и впоследствии такая продукция уходит с рук порой даже ниже изначальной стоимости.

Выходные данные recordstoreday.com

Europe «The Final Countdown»

Один из самых вопиющих примеров описанного выше подхода — сингл с самой популярной песней шведских хардрокеров Europe, в очередной раз переиздающийся в честь тридцатилетия оной. Ну кому на полном серьезе нужен свежий тираж пластинки, которую на Discogs пытаются продать сотни человек по ценам, начинающимся с 30 евроцентов? Зачем в очередной раз множить потенциальный мусор? Ах да, вероятно, ради нового ремикса на бессмертный шлягер, заявленного на переиздании.

Выходные данные recordstoreday.co.uk

Ethan Hawke & David Braid Quartet «My Funny Valentine»

Если же отвлечься от бесчисленных и бессмысленных переизданий всевозможного мейнстрима, то вот довольно странное предложение. Семидюймовка, выпущенная количеством в 2 тысячи экземпляров (что при нынешних виниловых тиражах, мягко говоря, не позволяет считать покупку хоть сколько-нибудь раритетной), с двумя эстрадными стандартами, исполненными актером Итаном Хоуком для фильма «Рожденный для грусти». Тут хочется, конечно, пошутить, для чего рожден этот сингл.

Выходные данные recordstoreday.com

Hello Kitty «Hello World»

А вот пластинка, которая с тем же успехом может претендовать и на место в списке удач RSD 2016. Просто потому, что не очень понятно, как это объективно оценивать — не разбирать же на полном серьезе музыку. С точки зрения продаж это скорее удача: тысячный тираж яркого пикчер-диска с одиннадцатью песнями, так или иначе вдохновленными Hello Kitty, наверняка быстро разойдется на подарки и сувениры — как разошлась бы и любая другая атрибутика с изображением кавайного поп-культурного феномена. Есть подозрение, что солидной части пластинок так и не коснется игла — они просто встанут на полку радовать глаз.

«Do You Really Wanna (Hello Kitty)»
Выходные данные recordstoreday.com

Слишком загадочный релиз от лейбла Rhino

Выпускать анонимные релизы — прием вовсе не новый. Можно вспомнить хотя бы Blur с их синглом «Donʼt Bomb When Youʼre the Bomb» в те времена, когда никакого Record Store Day еще в помине не было. Тут, однако, важен момент внезапности: берешь в магазине любопытства ради с полки загадочную пластинку, а там новая музыка от Blur или, скажем, от Boards of Canada — поди не круто? С этой пластинкой все не так: на семидюймовке с уродливым оформлением, напечатанной нешуточным тиражом в три тысячи экземпляров, обещаны кавер-версии одной классической песни от двух разных артистов. Есть, конечно, вероятность, что это будет действительно что-то ценное, но никакого желания проверять почему-то не возникает. Двойка за маркетинг.

Выходные данные recordstoreday.com