Кищук уходит, «вау» года — рэперы в поддержку Хаски и что послушать

«Афиша Daily» в еженедельном поиске самой нужной музыки и самых звучных новостей.

Концерт в поддержку Хаски «Я буду петь свою музыку» — самое важное рэп-выступление (и событие?) года

Просто очень красивая в кинематографическом смысле история, которая однозначно попадет в летописи жанра — Оксимирон хотел написать твит в поддержку Хаски, а получился почти что русский Live 8, каким он вообще мог получиться за двое суток подготовки.

Здесь важно даже не то, что это второе и последнее выступление Мирона в году и даже не общий лайнап, а героическая (и это не художественное преувеличение) самоорганизация, когда все случилось как нужно, — и небывалая для жанра коллективная солидарность. Есть ощущение, что, если бы речь шла не о «Главклубе», а о стадионе, то и его бы раскупили и заполнили в два счета.

Все трое выступавших, кажется, сказали все, что было нужно в тот вечер сказать, и в финале хором спели «Мою игру», позвав на сцену толпу людей, которых не с ходу представишь рядом — от Souloud, Локимина и Фейса до Ромы Жигана, Фьюза и Андрея Бледного: вряд ли получилось бы собрать этих людей на одной сцене при иных обстоятельствах.

В среду Хаски через инстаграм сказал спасибо Оксимирону, Noize MC, Басте и всем, кто его поддержал. Деньги, которые собрали через концерт, рэпер пообещал отдать правозащитным организациям, которые ему помогали. Заодно он поддержал музыкантов из Ic3peak и «Френдзоны», у которых тоже проблемы с концертами.

Но отмены концертов продолжаются

Хаски: Следующее выступление Хаски в Вологде тем не менее было отменено. Как и в других городах, силовики запугали администрацию клуба — это произошло еще до ареста, суда и понедельничного концерта. В итоге Хаски просто отменил этот тур, оставив в силе только три выступления — в Москве, Петербурге и Архангельске. Есть основания полагать, что это сделано, чтобы заново выстроить связную логистику концертов.

«Френдзона»: В той же Вологде запретили концерт группы «Френдзона». Это случилось после заявления местной детской омбудсвумен Ольги Смирновой. Та тексты группы «отправила в прокуратуру, потому что откровенно они аморальны: и алкоголь, и сигареты, и однополая любовь, и секс». Когда менеджер «Френдзоны» попыталась задать вопросы Смирновой, та просто забанила ее в «ВКонтакте».

Элджей: Концерт Элджея в Якутске, назначенный на 28 ноября, отменился из-за угроз артисту и организаторам. Последние не захотели нести ответственность «за провокации, за неконтролируемую толпу и за угрозы нападения во время концерта и после». Ранее администрация Якутска рекомендовала школам не пускать учащихся на выступление Элджея, потому что его песни могут вызвать у детей желание «употребить наркотические средства, табак, алкоголь, принять участие в азартных играх». Проблемы у рэпера возникли после появления фейкового письма (на самом деле его автор — писатель Александр Бессонов) женщины, чья дочь якобы после песен Элджея стала принимать наркотики и умерла от передозировки.

Ic3peak: Сильнее всего пострадали Ic3peak. Их тур по России в поддержку нового альбома оказался под угрозой, почти во всех городах концерты приходится или отменять, или переносить в другое место. В Нижнем Новгороде Ic3peak пришлось сменить три площадки: в первые две пришли сотрудники МЧС и пожарные и потребовали отменить выступление группы. В Казани Ic3peak тоже пришлось сменить три площадки, но толком выступить на последней не удалось: концерт продлился всего 25 минут, потом приехала полиция и заставила администрацию клуба «Нора» отключить электричество: (якобы кто-то сообщил о заложенной на площадке бомбе). В Перми группа вообще не смогла провести концерт, сменив тоже три площадки. Ic3peak долго пытались добиться проведения концерта в Новосибирске, но в итоге «площадка сдалась». В Воронеже группе тоже пришлось перенести концерт в другое место, потому что в изначальной площадке внезапно начались работы «на линии электропередач». Относительно беспроблемным оказался концерт Ic3peak в Екатеринбурге: там Центр «Э» обошелся разговором с музыкантами, а власти пообещали, что выступление состоится.

Что вообще происходит: Сперва глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, а затем источники издания Znak.com сообщили, что наезд на музыкантов идет из центрального аппарата ФСБ. После самоподрыва подростка у здания архангельского управления ведомства и расстрела студентов колледжа в Керчи, спецслужбы поискали треки на страницах «агрессивных подростков левого, анархистского и агрессивного толка» и составили список неугодных музыкантов. При этом в четверг неожиданно власти решили пойти на попятную: спецпредставитель президента РФ по культуре Михаил Швыдкой заявил, что властям нужен «диалог с рэперами», глава службы внешней разведки и экс-спикер Госдумы Сергей Нарышкин сказал, что «тема рэперства» привлекла внимание возглавляемого им комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в РФ и предложил поддержать музыкантов грантами. В Минкультуры РФ же заявили, что «запрет [концертов] — это не метод», хотя рэперам надо «более вдумчиво подходить к текстам».

Альбом 6ix9ine вышел. А сам Текаши — нет

Имеется в виду, что Даниель сейчас находится в тюрьме. И точно останется там аж до 4 сентября следующего года — даты суда по его делу о наркотиках, разбое и причастности к убийствам. Символично: на первом же треке альбома гостит отбывающий тюремный срок рэпер Bobby Shmurda (куплет диктовал по телефону), чью биографию Текаши старательно конспектирует и повторяет.

В целом альбом звучит так: 6ix9ine либо кричит под трэповые биты в чьей-то компании, либо поет по-испански под тропикал-хаус. Список гостей внушительный — особняком в нем стоят Канье, Ники Минаж.

Из Serebro ушла Кищук (и вообще все). На прощание перепели нетленку Меладзе с «ВИА Грой»

История повторяется дважды — сначала как трагедия, потом как фарс. В 2004 году вышла песня «Притяжения больше нет» — последний номер «ВИА Гры» в великом «золотом составе», — после которой все медленно угасало, пока совсем не заглохло. Было, правда, реалити с камбэком — но и оно не сильно помогло.

Четырнадцать лет спустя Serebro с Фадеевым делают кавер «Притяжения больше нет». Контекст схожий (но похлеще) — уходит легендарная Серябкина, популярная Кищук и Моргунова, которая (простите!) и глазом моргнуть не успела, как началась и кончилась ее карьера в группе.

Думаете, теперь Фадеев точно закроет Serebro навсегда? Нет — он уже объявил кастинг в реалити на RU.TV (ух-х!). «И пусть в моих поступках не было логики — я не умею жить по-другому», — пелось в той песне.

У Евы Краузе из группы «Мы» вышел сольник

Называется «Люболь» — вопросы текстового содержания можно, в принципе, снять. А вот с музыкой все обстоит менее однозначно — насколько нежнее, тише и лаконичнее коллективных дел группы «Мы» это звучит, настолько резонно вспоминается группа Broadcast и другой хороший авантпоп с женским вокалом вроде Electrelane или Stereolab — что этой пластинке по умолчанию идет в плюс.

Новый сингл Граймс как привет из конца девяностых

Северокорейскую рок-группу Moranbong Band, которой Клэр Буше якобы вдохновлялась, в песне «Мы ценим власть» не слышно. Зато слышно цифровую грязь и лязг родом с лучших пластинок Nine Inch Nails и Garbage. Ревайвл конца девяностых давно напрашивался — у Граймс вспомнить ту эпоху получается очень убедительно.

«ГШ» выпустили альбом «Польза»

Как и на «Оэщ Мазгиу», там звучит сумасбродный, спотыкающийся, фонетичный авант-рок. На 45 минут всего шесть песен, одна другой безумнее. Под сухожарые ритмы будто с ранних записей Can, Gang Of Four или Liquid Liquid Катя Шилоносова поет о симпатичных мужчинах, предлагает рассказать, «какая от тебя по-о-о-ольза», что «никто никому ничего не долж» — тут важен даже не текст, а безумная фонетика, как она встраивается в это инструментальное буйство красок. Причем никакого эксперимента ради эксперимента: даже в самые безумные моменты в этих песнях можно разглядеть собственно песни, которым можно подпеть, которые хочется процитировать. Хотя бы из-за тех же фонем. Ну и еще раз: Евгений Горбунов — великий музыкант, который может сочинить что угодно, а вы будете смотреть на это и слушать это, открыв рот.

The 1975 оживили стадионный рок на альбоме «A Brief Inquiry Into Online Relationships»

И такого грандиозного рок-альбома в 2018 году еще не было. The 1975 всегда были немного про чрезмерность. Эти бесконечные альбомы с длинными названиями, клипы с витиеватым сюжетом, это вечно повторяемое «Поэзия на улицах». Да, в конце концов — к последнему альбому они умудрились приложить 24-страничный манифест, где многие вещи буквально проговариваются капслоком. Но этот вечный пафос им удивительно к лицу. Они сумели примирить стадионный рок со злободневной поп-музыкой, не чурались самоиронии, не пытались выглядеть слишком серьезно. И в итоге вернули поэзию рок-музыки не на улицы, но на большие площадки. И как они это делают.

«A Brief Inquiry Into Online Relationships» — это 15 треков на любой вкус: вокодерный плач под трэповый стрекот («I Like America & America Likes Me»), относительно злободневная электроника («How To Draw/Petrichor»), ранимая акустика прямо из сундучка Bon Iver («Surrounded by Heads and Bodies»), жизнеутверждающая баллада под занавес («I Always Wanna Die (Sometimes)»). Плюс уже выпущенные к этому моменту синглы, и главный среди них — боевик «Love It If We Made It», где Хили под грохот барабанов страдальчески описывает главные новости последнего года (вплоть до цитирования твитов. Причем все это не рассыпается на отдельные части, «A Brief Inquiry Into Online Relationships» — очень цельный альбом, его цемент — это мощный звук прямиком из восьмидесятых, надрывный голос Хили и его лирика.

The 1975 язвительно относятся к обществу перепотребления, но меняются, когда речь идет об обычных людях. «A Brief Inquiry Into Online Relationships» — это альбом про выживание перед лицом бесконечных неприятностей, это альбом про то, что надо пытаться, несмотря ни на что, даже если современность нас разочаровывает. Кто-то должен был найти правильные слова, у Мэтта Хили получилось.

А еще:

Coldplay записались с Фарреллом под именем Los Unidades для EP «Global Citizen». Получился world music, каким его понимают стадионные рокеры: африканские песнопения и ненавязчивая электроника — то есть в меру занятно, но в целом дежурно.

Tesla Boy выпустили клип на трек «Compromise» о расставании и том, как его можно (но не обязательно нужно) пережить.

Earl Sweatshirt выпустил первый за три года альбом «Some Rap Songs».

Новая пластинка Meek Mill, первая после освобождения из тюрьмы.

Эстонский фрик-рэпер Томми Кэш выпустил альбом «¥€$».

У Clean Bandit вышел альбом «What Is Love?».