Группа «Пасош» оказалась на слуху года три назад — молодая гитарная группа сочиняла песни с элементами поп-панка и эмо и цепляла мелодизмом, точно переданным ощущением «здесь и сейчас», хриплым вокалом Петара Мартича и хваткими хуками; песни про лето и Россию казались будущими хитами. В 2018-м «Пасош» на пике успеха — для них не проблема продать пару тысяч билетов на концерт в Москве. Выступлений в регионах у них тоже много.
Точка, поставленная на вершине карьеры — это сам по себе волнующий сюжет. Как группа объясняет свое решение?
Для начала имеет смысл ознакомиться с текстом целиком — вот он, в паблике «Пасош», — чтобы перейти к разбору его основных тезисов.
«Несколько лет мы мечтали о появлении полноценной концертной индустрии, позволяющей группам донести свою музыку до самых отдаленных уголков страны».
Это факт! Предшественники «Пасош» десять лет назад о такой ситуации могли мечтать. Красноречивая цитата Жени Горбунова про группу NRKTK: «Правда, тогда мы играли не в самое благодатное время для такой музыки. Появись мы как раз на 10 лет позже, все было бы немножко по-другому».
И дальше: «Если для обычного концерта группы «Пасош» типа 2000 человек в зале норма, то для нашего обычного концерта нормой было человек 200 по билетам. Но нам казалось, что это дичайший успех».
Сегодня все стонут «как много рэпа вокруг, он достал», а десять лет назад этот жанр был в еще более мрачном гетто. В ходу был термин «большая четверка рэпа». Туда входили Centr, «Каста», Баста и Noize MC, артисты, которые могли собрать пару-тройку тысяч человек на концерт в Москве. Остальные запивали доширак виски-колой и завидовали.
«…чтобы повестку дня формировали сильные и независимые артисты».
Сбылось! Повестку действительно формулируют независимые артисты. Более того.
Скорее всего, имело в виду противопоставление «чтобы повестку дня формировали сильные и независимые артисты, а не поющие головы из телевизора на пожизненном контракте с очередным продюсерским центром».
Но в силе и другое противопоставление: повестку формирует артист и контент, а не медиа.
Класс? Нет:
«Можно сказать, что мы победили. Сегодня все эти вещи — реальность. Но вместо радости мы в основном испытываем стыд за свою к этому причастность».
В чем же дело?
«Мы протестовали против снобизма и однобокости музыкальных СМИ, и в какой-то степени даже гордились тем, что о нас не пишут. Сегодня «писать» о ком-либо и о чем-либо попросту некому. И без того немногочисленные медиа, освещавшие молодую культуру, проиграли войну за выживание торговцам лайками, просмотрами и спецпроектами, лишенным позиции и мнения по какому-либо поводу».
Обожаю тему трагической гибели музыкальных медиа, потому что никакой трагической гибели не вижу.
Понятная ситуация: рынок концертов и музыки сдувается, давайте закроем наше музыкальное медиа. Но если рынок бурно растет, а медиа сдуваются и закрываются, то, может быть, они что-то делали не так?
Сегодня «писать» о ком-либо и о чем-либо попросту до фига кому: появилось множество пабликов и телеграм-каналов; а еще есть каналы на ютьюбе для тех, кто не умеет читать.
Ясное дело, что музыкальная критика в старом виде сдохла: она никому не нужна.
Когда не было честного рынка, не было объективной картины в виде чартов (а сегодня они дают объективную картину востребованности музыки в России), можно было сидеть на редакционном стуле и рисовать воображаемую картину мира: вот это классно и прогрессивно, а это низколобо и вторично. Это ровно тот самый снобизм и однобокость, о котором пишут участники «Пасош» — и которого им сейчас вдруг стало не хватать!
По моему мнению, сейчас самое лучшее время, чтобы рассказывать о современной музыке. Для этого нужно окончательно забыть про деление на высокое и низкое, перестать считать свой вкус мерой всего, свой опыт — главным, а свои представления о прекрасном — универсальными.
Если это назовут «лишиться мнения» — я соглашусь с этим; мнений в телеграм-каналах и комментариях столько, что хоть с головой обмазывайся.
«Интернет из инструмента свободного общения стал коммерциализованным пространством, ничем не отличающимся от телевидения десятилетней давности».
По фактам! Десять лет назад, когда артист шел на телешоу, его друзья-коллеги из андерграунда так дружно шептали за его спиной: «Зашквар!» — что сто раз подумаешь, а надо ли это тебе. Сейчас же артисты дружно выстраиваются в очередь на интернет-шоу пилить шок-контент.
Но вообще говоря, странно ездить в туры, играть по 20 концертов, постить в паблике фоточки «Покупайте наш новый мерч!» и обижаться, что кто-то другой тоже зарабатывает деньги — это про коммерциализацию интернета. За всем этим прорывом русской независимой музыки все равно стоят деньги, которые подростки платят за билеты, мерч, стриминг.
«Становится все сложнее рассматривать производство мерча в качестве способа самовыражения, а концертную деятельность — как попытку донести свою музыку до людей, когда для нас, как и для многих других, это стало в первую очередь средством заработка».
В чужую голову не залезешь — кто с чистой совестью возьмется утверждать, что Федук и Оксимирон смотрят на свои песни как на средство заработка, как тупо на конвейерный товар? Это безосновательная и несколько оскорбительная точка зрения.
Имеет смысл все-таки говорить в первую очередь за себя. И если концертная деятельность вызывает когнитивный диссонанс — ну да, наверное, логичным решением было бы отказаться от нее, перешагнув куда-то на территорию радикального искусства, ставящего глобальные цели менять мир к лучшему и, возможно, принципиально некоммерческого.
Другое дело, что группа «Пасош» своими песнями и так неплохо справлялась с задачей некоторого улучшения мира, базовыми ценностями которого стали лайки, просмотры и репосты.