Титр-всплывашка коротко разъяснял, кто это, — «один из основоположников хип-хопа в России». А уже второй вопрос Дудя давал понять, как Мастер Шеff попал в этот разговор.
«Насколько я понимаю, Мастер Шеff это классический пример крайне высокомерного чувака, который по каким-то неизвестным мне причинам строит из себя мессию, — сказал он. — Я насколько знаю, он до сих пор на собственном форуме общается с фанатами, отвечает на вопросы и свысока смотрит. Потому что он мессия, а все остальные простолюдины. Не буду скрывать, пока я готовился и смотрел твои интервьюхи, меня иногда настигало впечатление, что ты включаешь что-то похожее».
Что ответил Фараон, вы знаете, если посмотрели выпуск. А вот чем знаменит Мастер Шефф, справедливо ли Дудь считает его высокомерным и при чем тут микромем про Нарнию? Сейчас разберемся.
Влад Валов — действительно один из отцов-основателей рэпа в России. Ему 47 лет, он уроженец Донецка, он танцевал брейк-данс в СССР и создал коллектив Bad Balance, который со временем из танцевальной группы превратился в рэп-группу. В 1992 году они записали альбом «Выше закона» — Оксимирон тогда пошел в первый класс, а до рождения Фараона оставалось еще 4 года.
Заслуги Шеффа — приставка «Мастер» появилась рядом с его именем только в нулевых — состоят не в том, что он был одним из первых просто хронологически. А в том, что на протяжении 90-х его Bad Balance были самой топовой командой во всем российском андеграунд-рэпе. Слово «андеграунд» здесь нужно, чтобы вынести за скобки безусловно более успешные проекты типа «Мальчишника», с которыми работали поп-продюсеры.
Другим важным участником Bad Balance был Михей. В этом золотом составе они выпустили альбомы «Налетчики Bad B», «Чисто про…» и «Город джунглей» — и это классика русского рэпа 90-х. В 1996-м они сняли клип «Городская тоска» — никто в рэп-андеграунде о такой роскоши просто не мечтал. Помимо рэпа Влад Валов всегда видел себя в роли организатора. Он делал ежегодный рэп-фестиваль (при том, что выступать рэп-артистам было негде), выпускал журнал (интернета не было), выпускал рэп-сборники (слова «микстейп» тогда не знали), которые были чуть ли не единственным способом для новой группы заявить о себе. Словом, Валов не только был лидером жанра, но и развивал его, первым строил индустрию.
Казалось бы, пожизненный респект он себе заслужил.
В 1998 году вышел «Город джунглей» — последний альбом Bad Balance с Михеем. Последний альбом Bad Balance, который можно слушать и не спрашивать: «Почему читают они, а стыдно мне?»
А дальше Шеff превратился в участника беспрецедентно громкого коммерческого рэп-проекта. Александр Толмацкий обеспечивал финансирование, студии, съемки клипов и подключал безграничные промомощности телеканала «Муз-ТВ». Его сын Кирилл стал главным героем проекта, рэп-артистом по имени Децл. А Влад Валов креативил и продюсировал контент: писал Децлу тексты, подтягивал самых главных битмейкеров и аранжировщиков тех лет, формировал вокруг пул артистов, получивших общее наименование Bad B альянс.
Проект «Децл» был удачным, только краткосрочным. В 2000-м начался массированный вал его клипов по телику и гастроли по стране. А в 2002-м все кончилось: участники перессорились и до сих пор друг о друге не говорят ничего хорошего.
Примерно в то время Валов утратил что-то важное как артиста. Возможно, ощущение времени, которое стремительно менялось: новый андеграунд, самыми яркими героями которого была ростовская «Каста», бурно рос — и противопоставлял себя еще недавнему лидеру жанра. Новая аудитория пошла за ними.
С 2002 года и по наши дни Влад Валов совершенно не сбавил творческой активности. Он продолжал продюсировать артистов: это он придумал имя Елка и сочинил ее ранний репертуар. Другое дело, что «Прованс» и прочие хиты, сделавшие Елку звездой, появились у нее, когда она закончила работать с Владом.
Что касается его собственного творчества, то оттаптываться по нему слишком легко, поэтому ограничусь всего одним примером.
Творчество Шеффа окончательно перестало резонировать еще с середины нулевых. Но ведь нет ничего зазорного в том, чтобы заниматься музыкой, даже если успеха и денег она не приносит? Все так. И тут мы возвращаемся к тому, на что обратил внимание Дудь, — высокомерие.
Если почитать его интервью или прийти на форум, где он до сих пор отвечает на вопросы окормляемой им паствы, то вы поразитесь, в насколько альтернативной реальности он существует. В ней он по-прежнему единственный легитимный лидер жанра, а мнение о любом артисте, даже намного более востребованном, обычно ограничивается фразой «он не прошел Rap Music» — а значит, ничего интересного не может представлять по определению. Да, Rap Music это рэп-фестиваль Шеффа, который в 90-х служил для новых рэперов неплохим лифтом, но после 2000 года захирел и полностью утратил былое значение.
Увы, Влад высокомерен и то ли действительно живет заслугами далекого-далекого прошлого, то ли настолько вжился в роль. В любом случае он переехал в Нарнию.
«Переездом в Нарнию» называют ту стадию в карьере артиста, когда он перестает отдавать отчет в причинах, по которым у него пропали концерты и слушатели. Но вместо того, чтобы как-то это исправить, сосредотачивается на критике более успешных артистов и напоминаниях о собственных заслугах, иногда реальных, иногда нет. То есть перемещается в вымышленный мир.
Авторов мемов знают очень редко, но автор мема про Нарнию известен. Это Дмитрий «Габонская гадюка» Егоров, который много лет был судьей рэп-баттла Versus. По его словам, он однажды рассказал о нем за чашкой чая в маленькой компании рэп-артистов, а дальше нарнийский мем стал распространяться сам собой. Сейчас он известен почти любому рэп-артисту — его знают и Шокк, и Оксимирон. Наверное, это означает, что от поездки за шкаф не застрахован никто — и однажды это может случиться даже с настоящей легендой.