Вместе с электронной платежной платформой PayPal разбираемся, как обезопасить себя от мошенников и стоит ли переживать за свои деньги при совершении онлайн-покупок.
партнерский материал
партнерский материал

Без онлайн-платежей зачастую мы бы не могли купить билеты в кино, забронировать гостиницу или заказать новый смартфон. А еще они экономят время, нервы и деньги. В большинстве случаев. Главное — при совершении платежа быть осторожными и выполнять некоторые правила. «Афиша Daily» пообщалась с экспертами по кибербезопасности и специалистами PayPal и выяснила, как перестать бояться интернет-мошенников и больше не опасаться онлайн-шопинга.

Самые распространенные типы мошенничества

Представьте, что вы нашли на сайте объявлений сумку своей мечты. Цена отличная, но продавец живет в другом городе, связываться с наложенным платежом он не хочет, а требует наперед перевести деньги на карту. Стоит ли связываться с ним и какая есть гарантия, что вам хотя бы что-то пришлют?

Может быть, посылку успешно доставят. Но вместо сумки там будет ее фотография. Вы могли не заметить, что объявление было выложено в разделе «Фото», а продавец будто бы и не скрывал, что товар — именно кусок картона с художественной печатью, за который вы выложили $100. Есть и такие махинаторы.

5 поводов предположить, что перед вами нечестный продавец

Конечно, лучше всего делать покупки в проверенных крупных интернет-магазинах, которые себя зарекомендовали. Связываться с интернет-аукционами и площадками с объявлениями стоит осторожнее. Перед тем как делать ставки и переводить кому-то деньги за покупку, помните, что чудес не бывает. Новый iPhone 7 не может стоить в 2–3 раза дешевле, чем в магазине.

Всегда проверяйте рейтинг продавца и читайте отзывы о его предыдущих сделках. Поищите информацию по его контактным данным в поисковиках. Может быть, его имя, телефон или почта уже засветились на форумах или в пабликах о мошенниках.

Абракадабра в имейле вроде hqxd8294124@yandex.ru — это тоже дурной знак. Скорее всего, у пользователя сотни и тысячи фейковых аккаунтов, с которых он дурит покупателей.

Не отвечайте на СМС с неизвестного номера с неизвестными ссылками. Зачастую так мошенники вынуждают отправить платное сообщение. Вообще, все общение с продавцом о каких-то кодах, сложностях в банке, отправке вам данных для ввода в банкомат должны насторожить. Это с 90%-ной вероятностью мошенники.

Будьте осторожны, когда адрес выставления счета и адрес продавца отличаются. Не помешает сравнить IP-адрес пользователя с адресом, указанным у него в профиле.

© PeopleImages/Gettyimages.ru
Тимур Юнусов
Специалист Positive Technologies

«Зачастую пользователи плохо разбираются в вопросах информационной безопасности. Один из самых распространенных видов мошенничества в сфере онлайн-платежей на сегодня — это создание поддельных сайтов и почтовых сообщений, так называемый фишинг с целью получения логина. Обычно делается это с помощью рассылки электронных писем, сообщений в соцсетях и сервисах».

Фишинг — настоящий бич сайтов с бесплатными объявлениями. Мошенники не только размещают там свои фейковые объявления, чтобы продать некачественный или вовсе несуществующий товар, но и атакуют потенциальных покупателей через СМС, поддельные письма от администрации. Подделываются целые сайты объявлений — все ради того, чтобы заманить неопытных пользователей в ловушку и получить от них данные банковских карт или пароли от платежных сервисов.

Тимур Юнусов: «Самые популярные способы, как и всегда, опираются на человеческую жажду наживы или страх потерять деньги. Пользователю нужно быть внимательным при открытии таких писем — чаще всего злоумышленников выдает некорректный адрес в почтовом сообщении (cervice@paypal.com вместо service@paypal.com). Также нужно внимательно относиться к сомнительным ссылкам. Не всегда ссылка вида paypal.com ведет на этот сайт. Причем этот сайт может быть неотличимым от настоящего, на деле же все введенные туда логины и пароли утекают к злоумышленникам». И все-таки можно ли отличить мошенника от добропорядочного продавца?

Мы собрали несколько правил, которые помогут начинающим интернет-шопоголикам не терять бдительности.

Как оплачивать товары наперед

Перед тем как в очередной раз платить через свою систему, почитайте внимательно правила ее использования и изучите вопрос, готова ли администрация помочь вернуть деньги в случае, если что-то пойдет не так.

Почитайте о своей платежной системе в интернете, удостоверьтесь, что в случае неавторизированной операции с вашим счетом деньги вам все-таки вернут.

Если вы теряетесь в выборе платежного инструмента, обратите внимание на PayPal — платежную платформу, которая помогает вернуть деньги, если ваша покупка до вас не доехала или не соответствовала описанию, а также возмещает стоимость обратной доставки.

Но иногда заранее разоблачить мошенников, к сожалению, не получается. Доказательство тому — сотни нелепых историй и фото на форумах об опыте заказа одежды и аксессуаров в сети. Конечно, вещи на отфотошопленных картинках выглядят качественно и дорого, а на фигурах моделей всегда сидят отлично. На деле же вещь оказывается непредсказуемого размера, другого цвета и из другого материала. Обезопасить себя можно, используя для оплаты PayPal, покрывающую покупки программой защиты покупателей. Если товар отличается от описания или его внешний вид не соответствует заявленному, вы получите возможность вернуть деньги.

Как именно PayPal защищает от мошенников

Возможность оплаты с помощью PayPal уже может служить знаком, что магазину можно доверять. Команда PayPal дотошно проверяет всех своих партнеров перед подключением. Кроме этого, платформа предусматривает защиту покупателя. Это значит, что вы можете возместить свои расходы в двух случаях. Во-первых, если, операция не была санкционирована: то есть оплата покупки была совершена без вашего согласия. Во-вторых, если товар не был получен.

С момента произведения оплаты у вас есть 180 дней, чтобы начать диспут. Для этого нужно найти оспариваемую сделку в своем аккаунте PayPal, уточнить дату и ID сделки, перейти на страницу Resolution Center (Центр разрешения конфликтов) и заполнить форму, изложив в ней свои претензии.

PayPal не раскрывает финансовых и личных данных клиента продавцам, используя сложные инструменты шифрования. Это значит, что ни продавец и никто другой не увидит номера банковской карты, и вы можете спать спокойно. В общем, PayPal всегда стремится обеспечить наилучший опыт как для покупателя, так и для продавца.

И все-таки как убедиться, что меня не обманут?

Чтобы пользоваться PayPal безопасно, не раскрывайте никому данных персонального аккаунта, постоянно обновляйте программное обеспечение на компьютере и мобильном устройстве, избегайте публичного вайфая для финансовых транзакций и доступа к вашей учетной записи PayPal.

Будьте осторожны с фишингом и убедитесь, что имеете дело с адресами и страницами paypal.com, а не подставными сайтами и фейковыми письмами.

Никогда не вводите никакой личной информации (пароли, номера кредитных карт и т. п.) в формах, содержащихся в электронных письмах, в особенности подозрительных.

Прежде чем открывать ссылку в письме, убедитесь, что оно не отправлено вам мошенниками. Синяя гиперссылка google.com может вести вас совсем не на главную поисковика, а куда угодно.

Иногда злоумышленники могут угрожать вам, например, обещанием закрыть счет, если вы не предоставите пароль от аккаунта. Не поддавайтесь давлению, а лучше всего перезвоните в компанию и уточните: скорее всего, такой запрос от них исходить не мог.

Не используйте легкие пароли, а также пароли, которые уже установлены на других сервисах; нигде их не записывайте и никому не передавайте. Не забывайте выходить из системы сразу же после того, как закончили работу со счетом.