Как организовать совместный бюджет? Этот вопрос, который рано или поздно встает перед любой живущей вместе парой. О том, стоит ли объединять доходы, как вести учет финансов и при этом экономить, мы поговорили с автором телеграм-канала Moneyhack Александрой Красновой.

Зачем вести семейный бюджет

В США проводился эксперимент по внедрению учета финансов в одной семье. Результат удивил: когда люди начали выстраивать бюджет, у них со временем появились деньги на то, что ранее казалось невозможным. Также им удалось обезопасить себя от тяжелых финансовых ситуаций и избежать кредитов.

Благодаря учету финансов перед партнерами становятся понятными их финансовые обязательства, а еще появляется возможность откладывать больше на серьезные траты.

Но пока не во всех семьях считают финансы. По результатам исследования Аналитического центра НАФИ, только 51% россиян ведут семейный бюджет.

Какие бывают типы семейного бюджета

Раздельный бюджет

Обычно таким образом планируют бюджет пары, которые не живут вместе или только недавно съехались. Оба партнера тратят свои лично заработанные деньги, но при этом могут делить некоторые расходы поровну.

В этом случае каждый из них финансово независим, и поэтому риск возникновения споров минимизирован. Но чем больше совместного быта, тем вероятнее переход к смешанному бюджету — это поможет избежать путаницы при разделе трат.

Смешанный бюджет

Этот вид бюджета предполагает, что есть разделение на общие и личные финансы. Самая комфортная модель планирования семейного бюджета, которая позволит партнерам быть финансово независимыми друг от друга.

В копилку каждый из партнеров переводит сумму пропорционально заработку. Эти деньги идут на заранее оговоренные расходы: аренду квартиры, продукты и развлечения. У партнеров сохраняется часть собственного дохода, а общий бюджет хранится на одном банковском счете.

Общий бюджет

Такой способ подойдет парам, которые уже давно живут вместе, или тем, кто имеет разный уровень дохода. Плюсом такой организации бюджета будет его прозрачность — доступ к общей копилке есть у обоих партнеров, для этого можно завести общий банковский счет с привязанными картами. Однако внутри пары могут возникнуть разногласия — например, если один человек экономит, а другой часто совершает покупки.

Как вести учет доходов и расходов

Для начала нужно понять, какие доходы есть сейчас: не всегда все источники денег прозрачны для партнеров.

Далее определите, планируете ли вы откладывать доходы полностью или только часть, а остальным распоряжаться по собственному желанию. Посчитайте статьи расходов: это поможет договориться, сколько денег каждый из партнеров будет выделять в общую копилку.

В первую очередь это ежемесячные траты: от продуктов и транспорта до оплаты жилья и коммунальных услуг. После этого можно думать о том, сколько откладывать на крупные траты: будущую ипотеку или покупку автомобиля.

Например, семья из двух человек тратит в месяц 20 тысяч рублей на продукты и бытовую химию, 5 тысяч — коммунальные услуги, 15 тысяч — кредит, 5 тысяч — транспорт, 5 тысяч — развлечения и 6 тысяч — другие расходы. Итого — 56 тысяч рублей.

Как привести бюджет в порядок

01
Пользуйтесь удобными инструментами

Не стоит вести учет финансов в уме, лучше выбрать один из способов — для наглядности используйте приложение, таблицу в Excel или блокнот.

Стадию формирования нашего бюджета с мужем мы прошли несколько лет назад — сначала считали финансы на бумаге и пользовались приложениями, у которых есть функция семейного режима. Сейчас мы уже выработали схему ведения финансов и не так маниакально следим за ними.

02
Откажитесь от спонтанных мелких трат

Учет расходов и доходов поможет не только упорядочить экономику семьи, но и понять, от каких несущественных трат можно отказаться. Суммы от 100 до 500 рублей (на такси или кофе) на первый взгляд кажутся мелкими, но в итоге складываются в крупные суммы.

03
Планируйте будущие расходы

Ежегодные расходы — отпуск, сбор ребенка к школе, страхование — лучше планировать заранее, чтобы однажды они не стали для вас неожиданным сюрпризом. Сложите их вместе, разделите на двенадцать месяцев — получится сумма, которую нужно откладывать ежемесячно. Например, сумма ежемесячных расходов равна 240 тысяч рублей — вы будете откладывать по 20 тысяч рублей.

04
Заведите отдельный счет для повседневных трат

Заведите общую карту для трат и определите лимит на месяц — например, 50 тысяч рублей. Таким образом вы обезопасите себя от импульсивных покупок, ведь будете понимать, что есть риск не уложиться в определенную сумму.

05
Ищите выгодные предложения

Пользуйтесь приложениями, которые собирают информацию о ценах на одинаковые товары в разных магазинах, распродажах и акциях. Это позволит сэкономить на покупках.

06
Не отказывайтесь от развлечений

Когда мы с мужем взяли ипотеку, то хотели скорее погасить ее, и сократили расходы почти в три раза. Как бы это странно ни звучало, но когда вы себя ограничиваете, открывается много всего нового и интересного.

Оказывается, есть много бесплатных культурных мероприятий — этому посвящены даже отдельные сообщества. Например «Бесплатная Москва».

07
Делайте накопления

Не забудьте о «резервном фонде» — откладывайте от 10 до 20% вашего дохода. Для этого лучше завести отдельный накопительный счет. Чтобы избежать обесценивания средств, храните их в трех валютах: рублях, долларах и евро. Я рекомендую делать это в соотношении 40/30/30.