«Приходится выбирать: либо монтируешь, либо работаешь»: зачем таксисты пришли на YouTube

4 сентября 2018 в 14:04
«Афиша Daily» поговорила с водителями такси и выяснила, как они пришли к такой работе, зачем выкладывают записи своих поездок на YouTube и что хотят донести своим зрителям.
Рафис Камалетдинов
31 год, Москва

Я начал подрабатывать в такси в октябре 2016 года. Сначала изучил тему со
стороны: почитал форумы, посмотрел видео, добавился в несколько чатов, где собирались таксисты, чтобы узнать, как они работают и какой может быть заработная плата.

Я понял, что это нелегкий труд, но хорошо на нем заработать вполне реально. В итоге решился взять в аренду автомобиль и попробовать себя таксистом. Это продолжалось на протяжении пяти недель. Было интересно, смогу ли я выдержать нелегкий график, постоянно контактировать с чужими людьми и достойно вести себя в конфликтных ситуациях, параллельно совмещая все это с основной работой спортивного инструктора. Совмещаю до сих пор.

Мне всегда нравилась фотография, но, как показала практика, фотографировать я не умею. Знаю теорию, технические возможности фотоаппарата, но не вижу перспективу, картинку. А в видео — это не так страшно, потому что качество картинки не так важно. В видео главное идея, смысл, посыл. Первые ролики мы делали с женой для родителей в виде отчетов о наших путешествиях, а после решили выкладывать их на ютьюб. Так я учился снимать и монтировать. Позже [на канале] появились ролики о моей работе таксистом.

В такси, как и везде, можно заработать. Сколько? Зависит от многих факторов: город, в котором работаешь, класс автомобиля, агрегатор. Плюс удача, смекалка, опыт, погода и многое другое — можно продолжать бесконечно. В нашей профессии нет стабильности: сегодня ты получил 7000–8000 рублей за 12–16 часов работы, а завтра — дело случая. У меня получается зарабатывать примерно по 350–400 рублей в час. Этому и посвящен мой ютьюб-канал: в видео я делюсь, каким может быть заработок в такси в разных обстоятельствах.

Ютьюб приносит доход, но он сопоставим исключительно с тем временем, что я трачу на монтаж роликов. Приходится выбирать: либо монтируешь, либо работаешь. Я не считаю свой канал развлекательным — он скорее информативный, а на ютьюбе с такой темой особо не заработаешь. Поэтому мой канал — исключительно хобби.

Блогером себя не считаю. Блогер — трудяга, который старается найти хороший контент, максимально качественно его подготовить и преподнести своему зрителю, он занимается этим профессионально. Блогеры привязаны к срокам, стандартам и многому другому. Возможно, я привел пример идеального автора, но я точно не такой. По крайней мере, пока не получается.

Если бы не поддержка моих зрителей, я бы давно это забросил. Негативных комментариев тоже хватает. Я татарин, у меня странное имя, я приехал из региона в Москву, у меня неидеальная внешность, гнусавый голос и безграмотная речь с постоянными запинками. Много чего людям во мне не нравится, и это будет продолжаться постоянно. Когда я понял, что всем мил не будешь, жить стало намного легче. Я понимаю, что весь негатив в комментариях не от хорошей жизни. Может, когда-нибудь это дойдет и до самих комментаторов. А вообще, критика — благо, особенно обоснованная и конструктивная. Она показывает твои слабые стороны, заставляет чему-то учится и развиваться.

В такси происходит много курьезных ситуаций. Например, знакомый водитель рассказал, что одни пассажиры украли у него подголовник кресла. Он до сих пор недоумевает, как это могло произойти

Эта история побудила меня на эксперимент: я положил на заднее сиденье старый и неработающий айфон, чтобы посмотреть не реакцию пассажиров. Весь день провел как на иголках в ожидании похитителя. Кто-то из пассажиров не обращал на нарочно забытую вещь внимания, кто-то возвращал мне ее со словами: «Ой, у вас тут телефон какой-то лежит». А когда после совершенного заказа я не нашел айфон на сиденье, то радовался как ребенок. Еще никому кража не приносила столько положительных эмоций. Это точно был мой самый необычный и веселый день в такси.

Евгений Микулин
38 лет, Санкт-Петербург

Год назад ко мне обратился мой хороший друг и рассказал о своей работе в такси через Uber. Он уговорил меня начать вести канал на ютьюбе на эту тему. Для этого мне было необходимо самому поработать в такси. Честно говоря, я долго сопротивлялся: мне казалось, что это совершенно дурацкая идея. Потом наступил август, жена с детьми уехали на отдых, и я сдался.

К сожалению, не существует бизнес-идей без вложений, кроме, пожалуй, ютьюба. Любой может завести канал, не вложив в него ни копейки. Это и стало основным фактором для старта. Я подумал, что если получится — хорошо, а если нет — не жалко. Мой товарищ видел во мне человека, способного завоевать внимание зрителя.

Заработок таксиста зависит от многих факторов: в каком такси ты работаешь, сколько часов проводишь на линии, чью машину водишь и так далее. В любом случае на хлеб с маслом хватит. В Питере таким способом можно спокойно зарабатывать от 50 000 рублей в месяц.

Через год после запуска канала я начал получать с него доход. Сейчас это достаточно неплохая сумма. Но, как и любой бизнес, видеоролики на ютьюбе требуют постоянного совершенствования, улучшения качества контента. Сейчас я уже настолько этим увлекся, что считаю блогерство своей работой.

Когда я пришел на ютьюб, мой друг сразу объяснил, что меня ждет множество критики со стороны и что это площадка не для слабаков. Спустя год у меня выработался иммунитет к негативным комментариям. Они скорее веселят меня, чем злят. Я, безусловно, ориентируюсь на зрителя, и конструктивная критика очень помогает в работе. Если гнать халтуру, то не будет и результата. Зритель — наше все.

Сегодня меня каждый день узнают на улице — подходят, задают разные вопросы, фотографируются. Для таких людей и работаем, ведь это не просто канал — это шоу, как «Ералаш» или программа «Окна»

Я достаточно коммуникабельный и не имею трудностей в общении [с незнакомцами], поэтому могу подстроиться под любого пассажира. Сейчас я с вероятностью 99% могу по одному взгляду на человека определить, какая поездка меня ожидает. Правда, я думаю, что это качество присуще любому таксисту, который работает больше двух-трех месяцев.

Одна из самых запоминающихся поездок случилась прошлым летом. Это был заказ через Uber в аэропорт. Я приехал на Ваську (Васильевский остров. — Прим. ред.), где меня ждала следующая картина: мужчина выносил из подъезда все новые и новые огромные клетчатые сумки, жена помогала супругу, а их сын обреченно сидел на лавочке рядом. Я не сразу догадался, что все эти вещи должны были уместиться в моем авто, а когда осознал — растерялся. Понимал, что три человека и куча сумок не влезут в один автомобиль, и предложил вызвать другой, более вместительный. Мужчина сказал, что на это нет времени и решил от чего-нибудь избавиться.

В процессе разговора я понял, что семья переезжает в Испанию. Это были абсолютно обычные люди без денег, знания языка и какого-либо намека на работу там — они бросают все и улетают. Из пожитков берут с собой только посуду и теплые вещи. Я предложил не брать с собой кухонную утварь, потому что она тяжелая и за нее придется доплатить в аэропорту.

Всю дорогу мы разговаривали о том, что толкает людей на принятие таких решений и насколько нужно быть смелыми, чтобы решиться уехать в неизвестность. Он работал курьером на своей старой «ладе», она — учитель, а сын только-только закончил школу. Пара была полна решимости, грустил только паренек — он был явно огорчен отъездом. Тогда же я подумал, что критерием счастья может быть желание проживать в той стране, в которой родился.

Денис Ковшов
30 лет, Санкт-Петербург

В такси я уже около десяти лет, параллельно совмещаю с работой в сфере торговли. Начинал с раздачи листовок в 14 лет, впоследствии стал супервайзером и руководителем отдела, проводил тренинги по продажам. Сейчас работа в такси меня полностью устраивает, потому что я больше не собираюсь пахать на дядю: свободный график, отпуск, когда захочу, — мы много путешествуем с женой и проще сказать, в каких городах России я не был.

Идея создать ютьюб-канал посетила меня давно, но что-то снимать я начал только 3–4 месяца назад. Первым видео на канале стал сюжет НТВ с моим участием: нас кинули в Петербурге на три миллиона рублей, а деньги никто возвращать не хотел. Дело лежало в прокуратуре на рассмотрении, но толку не было, и я решил залить на ютьюб ролик, чтобы рассказать, как работают, а точнее, бездействуют органы власти в нашей стране. После этого я начал снимать своих пассажиров, потому что в поездках постоянно случается что-нибудь интересное. Я делаю это для людей, чтобы научить их правильно действовать в подобных ситуациях.

Доход от видео есть, но чтобы он был весомый, в ютьюб надо вкладывать деньги и время, поэтому для меня это скорее хобби, чем работа.

В такси я зарабатываю примерно 500 рублей в час, в день работаю по 10–12 часов, в месяц выходит около 100 000 рублей. Много это или мало — каждый решает для себя сам, но не думайте, что, установив агрегаторы, вы будете зарабатывать столько же: 200–300 в час — предел.

Рынок такси убит агрегаторами — это из-за приезжих, именно так. В большинстве своем эти люди готовы работать за любые деньги, не думая о соблюдении техники безопасности.

Любой отклик, будь то похвала или критика, дают толчок для развития. Запомните: что бы вы ни делали, это не будет нравиться всем. Сначала вы делаете что-то для себя, а только потом — для остальных. Но это не значит, что читать критические комментарии не нужно: конечно, кто-то напишет полную ересь, но есть и более умные люди, к советам которых действительно стоит прислушаться.

Когда-то я неофициально работал с Пулково-2 — забирал жирные заказы, в основном иностранцев. В то время поездка стоила от 50 до 100 долларов в сторону центра, в день у меня получалось выполнить примерно четыре таких заказа.

Однажды ко мне подошли «местные» таксисты — их заинтересовал тот факт, что я часто стою с табличкой и забираю пассажиров из аэропорта. Я ответил, что это их не касается и что каждый имеет право работать там, где захочет. Ко мне подходили еще несколько раз, но я отвечал то же самое — началась самая настоящая война.

В один день я вышел из здания аэропорта и обнаружил, что у моего автомобиля проколоты передние колеса. Пообщавшись с другими водителями, я смог вычислить негодяя, который это сделал. Подрезав его перед Пулково, мы остановились, чтобы поговорить, но это ни к чему не привело. В итоге мне пришлось применить физическую силу и вывести из строя на несколько дней его автомобиль, выдрав из-под капота провода и выбросив в кусты ключи от машины. Так я делаю с теми, кто не понимает устную речь.