«Я первый человек, у которого Юра взял интервью для своего шоу. Мы были знакомы раньше, нас познакомила моя подруга. Я делал программу на DFM, куда приглашал интересных людей, к нам приходил в том числе и Юра поговорить о музыке и о спорте. Он там дал огня, впрочем, как и всегда. Когда он обратился ко мне с «вДудем», я его, конечно же, поддержал, это был своеобразный реверанс.
Я сразу согласился, но сказал: «Юра, это будет провал». Во-первых, начинать программу с интервью со мной — это уже провал. Во-вторых, я не верил, что может стать популярным видео, где просто разговаривают два человека. В основном все интервью, которые я видел в сети, сделаны либо блогерами с претензией на высокую журналистику, либо журналистами с претензией на крутой и модный блогинг. По факту все получилось иначе, и я рад, что ошибся.
Юра — очень классный тип, весельчак и своеобразная «зажигалка». Да, я честно могу сказать: то, как это снимается, мне не нравится. Свет, художественная составляющая, грим — это не мое, но в программе это не главное.
Есть глупая теория, что фишка Дудя — задавать каверзные вопросы. На самом деле крутость Юры в том, что он максимально погружен в материал и, если так можно выразиться, «современен». В его программе построение интервью и весь разговор — это про сегодня, а не заумная и необоснованная херня или что-то с перчиком.
Успех «вДудя» — это целиком заслуга Юры как журналиста и как человека. Мне особенно нравится то, что он смело говорит о журналистах, музыкантах, которые ему симпатичны, смело говорит людям, что ему в них не нравится. На мой взгляд, самая важная составляющая любого журналиста — это не объективность, а демонстрация собственных оценок, честных и без купюр».
«Проект «вДудь» выстрелил, потому что Юра задает нетривиальные вопросы, а это сейчас на вес золота. Обычно я срезаюсь практически со всех интервью, потому что надоело отвечать на одно и то же. «Почему вы назвались Little Big?» — вы [блин] серьезно?
Бытует мнение, что Юра задает каверзные вопросы, хотя для меня таких вопросов не существует. У меня нет телерадио-ротаций, мне не нужно пристально следить за своим образом, чтобы меня и дальше звали в разные передачи. Иначе говоря, мне [все равно] на шоубиз в данном, извращенном понятии. И Юре тоже [все равно], поэтому он спрашивает то, что интересно ему, и не боится, что начальство может его уволить из-за неправильно заданных вопросов. Это и есть панк. Мне [все равно], ему [все равно], и получается [отлично]. Люди устали от глянца, им нужен панк!
И дело не в площадке, где выходит видео, дело в контенте. На ТВ он пресный, старческий, стерильный, ненужный, пропагандистский. Там цензура и начальство, которое [накажет] тебя за любой неправильный вопрос. Слушать очередные дифирамбы очередной «звезде» никому не нужно. Все и так наслышаны о «[крутости]» этих персонажей со всех телеканалов и из уст этих же «звезд». А в интернете ты делаешь так, как считаешь лучше. Именно поэтому ТВ умирает и становится чем-то вроде грампластинок: вроде до сих пор выпускают, но покупают лишь коллекционеры.
В России мало журналистов, и в этом проблема. Все вписались в пропагандистские расклады. Невозможно быть журналистом, если ты пропагандист, поскольку твоя задача убедить всех, что есть только одна «правильная» точка зрения. Журналисту же нужно смотреть на ситуацию со всех сторон, при этом не показывать свое отношение (если это, конечно, не гонзо-журналистика).
При этом я не думаю, что российская блогосфера изменилась после прихода Дудя. Говноеды остались говноедами, а хорошие контент-мейкеры — хорошими контент-мейкерами. Дело в том, что в интернете взлетит все, что имеет душу. Любой, кто приходит в медиа не заработать деньги, а сделать что-то крутое, осуществить свою мечту и оставить след в истории, обречен на успех».
«На мой взгляд, залог успеха «вДудя» — это острый формат интервью с людьми, которые заслуживают внимания, провокационные вопросы, молодежный стиль, отличный тайминг интервью и прекрасная подготовка. Не думаю, что российский ютьюб изменился после прихода Юры. Просто появился еще один отличный канал и был развеян миф, что телевизионщики ничего не могут в интернете. Я вообще полагаю, что ему ничего бы не помешало выстрелить на любой платформе: вопросы про деньги заходят всегда, потому что это интересует всех.
Благодаря Дудю появилось множество подражателей. Юра не единственный талантливый интервьюер, но он вошел в тренд и стал первооткрывателем жанра для широкой аудитории интернета, поэтому его смотрят в большей степени, а всех других считают пародистами, хоть это и неправильно. Считаю, что конкуренции в ютьюбе нет: если сделать качественно и по-другому — люди будут смотреть».
«Мой канал существует в формате влога — это лайфстайл, в рамках которого можно делать все что угодно. В одном из последних выпусков я сам попытался сделать интервью с Николаем Соболевым: с одной стороны, мне было интересно задать некоторые вопросы, с другой — это была прямо пародия на Дудя вплоть до расположения камер. В итоге получилось экспериментальное часовое видео. Процент удержания ролика оказался ниже обычного, но и само видео было в 2–3 раза дольше, и, судя по комментариям, этот эксперимент многим понравился.
Естественно, когда в какой-то сфере есть свой лидер, сложно создавать что-то подобное. Всегда появятся люди, которые скажут: «Ой, ты взял эту идею у Дудя». У меня в комментариях было то же самое. Дудь — красавчик, потому что ввел формат видеоинтервью в ютьюбе. При этом я считаю, что каким бы сильным ни был игрок на рынке, надо попробовать туда зайти, если у тебя есть свежие идеи.
Если размышлять, из-за чего «вДудь» так выстрелил — благодаря таланту Юры или хайповым героям, — то, конечно, дело в самом Дуде, который смог правильно подобрать героев вначале, чтобы привлечь аудиторию. Сейчас он, впрочем, приводит не самых хайповых персонажей. Но это круто: он пытается донести до зрителей мысли этих интересных людей.
Как-то раз Амиран Сардаров, автор канала «Дневник хача», сказал, что Юрий не сможет долго развивать эту тему, но он ошибся: с каждым разом интервью становятся все качественнее. Мне кажется, единственный потолок в развитии — это нехватка персонажей, но сейчас, как мы видим, есть еще много людей, которые готовы рассказать интересные истории.
Очень важно, что после появления «вДудя» взрослая аудитория обратила внимание на ютьюб. Если раньше для них это было абсолютно неизвестное пространство, то теперь оно ассоциируется у них с именем Дудя».
«Дудь — это уникальная комбинация бэкграунда автора, стечения обстоятельств, медийного конфликта, таланта Юрия и попадания в нужное время. Кроме того, Юрий собрал отличную команду, которая отвечает за съемку и постпродакшен роликов. Надо сказать, что многие недооценивают вклад Артема Нечаева (автор канала «Нечай». — Прим. ред.) в данный проект. Артем был человеком, который поделился с Юрием экспертизой в работе с ютьюбом и особенностями производства контента для этой платформы.
Проект переживал разные стадии. На первом этапе основную ценность несли команда и гости. Люди приходили за знаменитостью и качественно снятым интервью. Сейчас значительно возросла роль самого Юрия, который несмотря на то, что портит свой образ бесконечными рекламными контактами по образу Веры Брежневой, является яркой личностью.
Да, в большинстве своем аудитория ютьюба еще не готова воспринимать такие длинные разговорные видео — вернее готова лишь часть наиболее заинтересованной и, на мой взгляд, взрослой аудитории. Явный показатель этого — глубина просмотра ролика. Заметьте: Юрий всегда делает рекламные интеграции в начале своего контента с целью охвата максимального количества зрителей.
Я предполагаю, что Юрий как любой топ-автор достигнет определенного потолка развития в интернете. Этот потолок наступит гораздо раньше, чем потолок его медийности, ведь в этом плане Юрий может приблизиться и даже обогнать, например, Урганта в течение 3–7 лет при сохранении потенциала. Потолок определяется общим количеством пользователей ютьюба нужной возрастной категории. Юрий доберется до 5 млн подписчиков, после чего пойдет этап стагнации в вопросе набора аудитории. Формат без развития начнет приедаться, но это случится после исчерпания всей ТВ-экспертизы Юрия, и, весьма вероятно, он придумает что-то новое к тому моменту.
Безусловно, Юрий повлиял на российскую блогосферу, позволил по-новому взглянуть на контент и показал, что самый старый, самый известный формат может получить совершенно новую жизнь в интернете. Юра — первопроходец, который нашел золото в заброшенных шахтах телевидения.
Сейчас есть немало примеров схожих ютьюб-каналов. Я бы не хотел перечислять все копии Юры, но однозначно стоит выделить героев, которые смогли найти свою нишу в рамках формата интервью. Во-первых, это «Нежный редактор» — особенный, женский взгляд на гостей и вопросы к ним. Во-вторых, «The Люди» — интервью с максимально странными гостями: от отсидевших убийц до героев интернета. В-третьих, «Трансформатор» — бизнес-интервью в формате полноценного сериала. Наконец, могу посоветовать «Пекло» — беседа с героями, интересными крайне узкой категории людей, что позволяет почерпнуть уникальный опыт.
Отмечу, что никто из вышеперечисленных и индустрии в целом не смог придумать ничего более яркого, чем подобрать специфичных гостей. Это печально. Человек, который переосмыслит вопрос героев и по-новому взглянет на формат, соберет свою аудиторию, уже подогретую Юрием. Это как бассейн: есть те, кто плавают, но нужно показать, что твой аквапарк лучше или дает уникальный опыт».
«На мой взгляд, Юра Дудь — это феномен, который попал сразу в несколько мишеней. Во-первых, есть профессиональный, харизматичный, увлекательный ведущий. Он занимается этим не ради денег, а из-за большого интереса, и это располагает аудиторию. Во-вторых, в ютьюбе не было качественных интервью очень давно. Был Сергей Минаев с Kontr TV, была еще пара схожих историй, но потом жанр поутих. Никто не делал таких жестких и вытягивающих самые интересные моменты из людей интервью. До этого у гостей спрашивали очень осторожно, боясь обидеть их, а интернет любит самое закрытое и сокровенное. Плюс до этого никому не приходило в голову приглашать таких хайповых и разноплановых героев, как Фейс, Шнур, Соболев и Тиньков.
Длительность видеосмотрения в интернете растет с каждым годом. Нас приучают к этому сериалы, которые становятся часовыми. Видео в инстаграме стали длиннее. Двухчасовое видео — это еще исключение из правила, но интервью длиной в 30–40 минут — это вполне доступный контент, особенно если он интересен. Учитывая, что видео Юры выходят раз в неделю, то это получается как часовой эпизод сериала.
Я считаю, что никто не ведет беседу так, как это делает Юра. Да, есть интересные развлекательные интервью в стиле Big Russian Boss, но еще никто не делает это с такой интересной собственной подачей. При этом ниша свободна: после того как кто-то протоптал дорожку, всегда появляются последователи. Они могут спокойно обогнать самого создателя, поэтому, если есть желание, стоит пробовать. К тому же жанр интервью никогда не умрет, потому что нам всегда интересно узнать что-то новое про известных персонажей. Юра общается с 48 людьми в год — это ничтожно мало по сравнению с тем количеством ярких личностей, что у нас есть в стране.
Разумеется, Дудь оказал свое влияние на блогосферу. Во-первых, он приводит за собой новую аудиторию, которая раньше не смотрела YouTube. Подобная история была и с Сергеем Дружко, и с Амираном Сардаровым, и с «Трансформатором». Во-вторых, Юра приводит за собой новых рекламодателей, которые раньше даже не смотрели в сторону интернета. В-третьих, он показывает, что в ютьюбе есть место профессионалам, что повышает уровень всего контента.
Основная проблема для данного жанра сейчас заключается в том, что интернет — молодежная среда, в то время как интервью — более взрослый жанр. Вряд ли зрители в возрасте от 14 до 20 лет будут в массе своей поглощать разговорный контент. Это не семечки, интервью надо смотреть вдумчиво. Впрочем, в случае «вДудя» эти ограничения очень условные, так как Юре удалось привлечь абсолютно разновозрастную аудиторию».