Невозможно увидеть: магазины, метро и школы Северной Кореи

20 июня 2017 в 16:09
Международная команда фотографов посетила Северную Корею и сняла, чем живет закрытое государство сегодня. Результаты поездок можно увидеть на большой выставке в Центре братьев Люмьер, часть снимков с комментариями куратора Ольги Аннануровой — в галерее «Афиши Daily».
Чхэ Чель Бок, 25 лет, электрик, и Чо Сон Ран, 32 года, работница удобрения мочевиной. Завод удобрений Хыннама, 2014

Эта работа Матьяжа Танчича — часть масштабной серии портретов, сделанной автором в Северной Корее. Его задачей была сместить фокус внимания с официального образа страны, как негативного, так и идеалистического, и передать опыт реальных людей разных возрастов, статусов и профессий, с которыми любой мог бы себя идентифицировать. Техника объемного изображения, в которой работает автор, отчасти способствует такому соотношению. С другой стороны, технология создает эффект застывшего, несуществующего времени, отдаляя зрителя от изображаемого.

Женщины Пхеньяна, 2012

Северокорейская серия британского независимого фотографа Мэтта Пэша насчитывает несколько сотен снимков, в которых фотографу удалось запечатлеть часто невидимую внешнему наблюдателю повседневную жизнь закрытого государства и уловить разные эмоции на лицах жителей Пхеньяна. Многие фотографии сделаны подпольно: в условиях строгого контроля фотограф снимал с помощью телеобъектива или от бедра, чтобы не привлекать внимания. Благодаря этому, в частности, можно увидеть военнослужащих в неформальной обстановке, как в случае с этим снимком.

Северная Корея, 2012

Снимок французского фотографа-журналиста Эрика Лаффорга был сделан в метро Пхеньяна, в одну из его многочисленных поездок в КНДР. На снимке видно, как люди читают газеты на станции, в условиях ограниченного доступа к медиа. Стенды с газетами до сих пор остаются актуальным источником информации для жителей города. Внимание Лаффорга часто направлено на социальные проблемы общества, и, несмотря на относительную нейтральность кадров, он неоднократно сталкивался с ситуацией, когда на выезде из страны его просили удалить фотографии.

Час пик, 2014. Из проекта «Подготавливая сцену: Пхеньян, Северная Корея»

Эта работа нидерландского фотографа Эддо Хартмана из серии «Подготавливая сцену. Пхеньян». Хартман обращается к архитектурной эстетике и исследует город, задуманный как идеальное социалистическое пространство. Чаще в его объектив попадают экстерьеры, но этот снимок, сделанный в метро в час пик— исключение. Благодаря длинной выдержке движение пассажиров превращается в общую неразличимую массу, в то время как окружающее пространство сохраняет свою монументальность и неподвижность.

Комната для прессы, 2015. Стадион Первого мая, Пхеньян

Эта работа британского архитектурного критика Оливера Уэйнрайта, посетившего КНДР по заданию журнала Guardian. По его словам, Пхеньян — один из самых красочных городов, в которых он когда-либо был: «Вы ожидаете увидеть серую, разрушающуюся антиутопию 1950-х годов из разваливающегося бетона, но там — сознательное усилие сделать место более оптимистичным». Современный интерьер помещения парадоксально сочетается на этом снимке с портретами лидеров, напоминая, что вся ткань повседневности, включая внутренние пространства, выстраивается вокруг идеологических символов и установок.

Урок английского языка в Международной футбольной школе Пхеньяна. Северная Корея, 2014

В сериях, посвященных Северной Корее, Вонг Гуофенг исследует панораму закрытого общества, уделяя внимание мельчайшим деталям. Он тщательно прорабатывает фотографии, с помощью технологии подвижного фокуса заполняя изображение целиком и делая видимыми все символические коды, через которые зрителю предлагается считать идеологию и социальный порядок государства. На этом групповом портрете школьников можно бесконечно рассматривать выражения лиц, детали одежды, замечая, как правильное и идеальное сочетается со случайным.

Северная Корея, 2012

Еще один снимок Эрика Лаффорга был сделан в магазине Пхеньяна, украшенном к национальному празднику. Нарядность и яркие краски гирлянд подчеркивают пустоту зала, а витрины, заполненные одинаковыми бутылками, напоминают об ограниченных возможностях выбора.

Не отступая, 2013–2014. Из серии «Северная Корея: жизнь между пропагандой и реальностью»

Эта работа нидерландской художницы Элис Велинги из серии «Между пропагандой и реальностью». С помощью техники монтажа она совмещает идеальные образы северокорейской официальной живописи и документальные кадры, сделанные ею во время путешествия по стране. Зритель не сразу понимает, на что именно он смотрит, постепенно замечая контрасты и сконструированность изображения.

Из серии «День солнца». 1989

Снимок советского репортера Анатолия Хрупова, посетившего Северную Корею по заданию журнала «Советский Союз» в 1989 году. Фотография сыграла значимую роль в становлении социалистических режимов и представлении выверенных образов внутри и за пределами стран. Надпись, присутствующая в кадре, напоминает об официальной дружбе СССР и КНДР, притом что сам кадр выглядит достаточно неформальным.

Холм Мансудэ, 15 апреля 2012 года. Церемония празднования 100-летия со дня рождения Ким Ир Сена, 2012

В сериях, посвященной Северной Корее, Филипп Шансель представляет закрытое общество и действующий режим как тотальный спектакль. Фигуры зрителей и операторов, присутствующие на этом снимке, отсылают к идее постановочного действия.