Уличное искусство

Нью-йоркская граффити-культура 1980-х в снимках Марты Купер

25 мая 2017 в 16:14
Если мы и знаем что-то о зарождении культуры райтеров, то в своем большинстве по растиражированным снимкам Марты Купер. Фотограф-антрополог более 40 лет составляет фотолетопись уличного искусства Нью-Йорка, и в том числе из ее работ состоит культовый для хип-хоп-движения фильм «Войны стилей».

До того как фотограф стала одним из главных популяризаторов граффити, возведя его из области урбанистического вандализма в цельную уличную культуру со своими законами и героями, Марта Купер уже многое повидала. Она была добровольцем Корпуса мира, учила английскому детей в Таиланде, пожила в Японии, где фотографировала подпольных тату-мастеров, отправилась на мотоцикле в Оксфорд за степенью антрополога, а вернувшись назад в Америку, стала первой женщиной-фотокорреспондентом в New York Post.

Сегодня она безусловная легенда фотожурналистики, благодаря которой мы можем знать, чем жила нью-йоркская уличная сцена 1970–80-х, в том числе благодаря ее книге «Subway Art», в которой впервые был объяснен сленг уличных художников. Проводником Купер в мир расписанных подземок, неохраняемых депо и криминогенных районов Нью-Йорка стал первый райтер, который разрешил фотографировать себя, — граффитчик Донди. Именно он познакомил ее с представителями только формирующейся субкультуры, для которой фотодокументация граффити была единственной возможностью сохранить произведения. Когда райтеры увидели, что Купер, которую сразу прозвали Kodak Girl, снимает несравнимо лучше их самих, ей стали сообщать, где и когда можно будет сфотографировать процесс создания новой работы.

Начало 1980-х стало временем расцвета граффити. Арт-дилер Клаудио Бруни открыл в Риме галерею, в которой смогли выставляться уличные художники, стали популярны трафареты, позволявшие тиражировать рисунки, Чарли Ахерн снял фильм о хип-хоп-культуре «Дикий стиль», вышла культовая документалка «Война стилей». Даже Blondie снимают клип на песню «Rapture», в котором появляется Жан-Мишель Баския.

Сегодня, спустя 40 лет, Марта Купер продолжает свой бессрочный проект по документации граффити-культуры, снимает современных граффитчиков по всему миру, а также собирает любопытную коллекцию снимков и постеров, на которых изображены женщины с камерами, которую можно посмотреть на сайте Kodak Girls.

До 30 сентября фотографии Марты Купер, как и работы других участников выставки «Праздник к вам приходит», можно увидеть петербургском Музее стрит-арта.

Расскажите друзьям