До того как фотограф стала одним из главных популяризаторов граффити, возведя его из области урбанистического вандализма в цельную уличную культуру со своими законами и героями, Марта Купер уже многое повидала. Она была добровольцем Корпуса мира, учила английскому детей в Таиланде, пожила в Японии, где фотографировала подпольных тату-мастеров, отправилась на мотоцикле в Оксфорд за степенью антрополога, а вернувшись назад в Америку, стала первой женщиной-фотокорреспондентом в New York Post.
Сегодня она безусловная легенда фотожурналистики, благодаря которой мы можем знать, чем жила нью-йоркская уличная сцена 1970–80-х, в том числе благодаря ее книге «Subway Art», в которой впервые был объяснен сленг уличных художников. Проводником Купер в мир расписанных подземок, неохраняемых депо и криминогенных районов Нью-Йорка стал первый райтер, который разрешил фотографировать себя, — граффитчик Донди. Именно он познакомил ее с представителями только формирующейся субкультуры, для которой фотодокументация граффити была единственной возможностью сохранить произведения. Когда райтеры увидели, что Купер, которую сразу прозвали Kodak Girl, снимает несравнимо лучше их самих, ей стали сообщать, где и когда можно будет сфотографировать процесс создания новой работы.
Midg whole car, Bronx, NYC, 1982
Blade whole car, Bronx, NYC, 1980
Conductor in window of car with Donkey Kong and Mario characters by Son 1 & Rem NYC, 1983
Cops patrolling subway, Bronx, NYC, 1981
Painted handball court by Lee, Lower Eastside, 1982
Lil Crazy Legs during shoot for Wild Style, Riverside Park, NYC, 1983
Tracy 168 and Wild Style Crew in GPI gallery, 1983
Futura with spray can, NYC, 1983
Начало 1980-х стало временем расцвета граффити. Арт-дилер Клаудио Бруни открыл в Риме галерею, в которой смогли выставляться уличные художники, стали популярны трафареты, позволявшие тиражировать рисунки, Чарли Ахерн снял фильм о хип-хоп-культуре «Дикий стиль», вышла культовая документалка «Война стилей». Даже Blondie снимают клип на песню «Rapture», в котором появляется Жан-Мишель Баския.
Сегодня, спустя 40 лет, Марта Купер продолжает свой бессрочный проект по документации граффити-культуры, снимает современных граффитчиков по всему миру, а также собирает любопытную коллекцию снимков и постеров, на которых изображены женщины с камерами, которую можно посмотреть на сайте Kodak Girls.
Elle (USA), Staten Island, NYC, 2014
Aryz (Spain), Richmond G40 Festival, Richmond, Virginia, 2012
Interesni Kazki (Ukraine), Open Walls, Baltimore, Maryland, 2012
Шепард Фейри, (USA), Bronx, NYC, 2010
До 30 сентября фотографии Марты Купер, как и работы других участников выставки «Праздник к вам приходит», можно увидеть петербургском Музее стрит-арта.