Авангард после революции: вторая часть выставочного блокбастера Еврейского музея

28 марта 2017 в 19:54
В Бахметьевском гараже открывается вторая часть глобального исследования-ревизии музейных фондов страны «До востребования. Коллекция русского авангарда из региональных музеев». Проект прошлого года продолжат более сотни малоизвестных произведений, созданных после 1917-го.

В экспозицию войдут более сотни картин, графики и скульптур из собраний региональных музеев 17 городов: Архангельска, Астрахани, Вятки, Екатеринбурга, Иванова, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Омска, Самары, Саратова, Смоленска, Тулы, Чебоксар, Ярославля, Яранска. Главная идея выставки — показать забытые произведения известных, малоизвестных или совсем неизвестных художников авангарда, хранящиеся в коллекциях музеев по всей стране. Специально для нас куратор проекта, один из ведущих экспертов в области отечественного искусства первой половины ХХ века Андрей Сарабьянов прокомментировал несколько произведений.

Юрий Пименов. Италия, 1929–1932

Архангельский областной музей изобразительных искусств

«Это редкая работа Пименова, экспрессионистская, потому что в принципе Пименов был классиком советской живописи. Его произведение «Новая Москва», все его знают: представленная со спины женщина едет за рулем открытого автомобиля на фоне высотных зданий. Но у художника были и вот такие вещи, которые связывают его с авангардом, хотя авангардистом назвать его нельзя».

Александр Родченко. Линии на зеленом, № 92, 1919

Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых (Киров)

«В 1921 году в Вятской области была организована передвижная выставка. На ней было представлено более 300 работ самых разных стилей — от реализма до авангарда. И эта выставка, которую перевозили из города в город, доехала и до Яранска. Это совершенно уникальное явление для того времени. Представьте, в каких условиях это все происходило: картины возили на телегах по ужасным дорогам, энтузиазм этих людей, которые везли это все в маленький город Яранск, чтобы показать это местным жителям, — все это можно назвать подвигом. Вот эти работы А.Родченко попали на выставку следующим образом: устроители обратились в Москву с просьбой дать им несколько картин в стиле авангард, потому что им нужно было представить всю сферу, так сказать, изобразительного искусства того времени. И А.Родченко, и В.Кандинский, работавшие в то время в музейном бюро, выделили по 6 своих произведений. Таким образом жители Яранска увидели тогда 6 картин А.Родченко и 6 акварелей В.Кандинского, которые в итоге там и остались. Частично они были потом переданы в Вятский музей и поэтому теперь разделены между Яранском и Вяткой. На выставке в Еврейском музее и центре толерантности представлены как раз работы и из этих городов».

Александр Веснин. Плоскостной этюд, 1917

Самарский областной художественный музей

«Известнейший архитектор, один из трех братьев Весниных, создатель Днепрогэса, Краснопресненского универмага и прочих зданий по всему Советскому Союзу. Был очень тесно дружен с Л.Поповой в 1910-е годы и всю жизнь оставался почитателем ее творчества. Писал беспредметные работы в стиле супрематизм, но под влиянием не Малевича, а именно Л.Поповой. Эта картина — типичный пример его творчества».

Илья Чашник. Супрематический этюд, 1920

Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых (Киров)

«Совершенно уникальная картина И.Чашника, потому что мы этого художника знаем немного другого, более конструктивного, что ли. Данная же работа создана более живописными методами. Хотя это тоже такой супрематический стиль, и называется она соответственно — «Супрематический этюд». Картина подписана автором, и еще одна ее уникальность в том, что до этого она никогда не была опубликована».

Яков Паин. Вечерняя молитва, 1918

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

«Я.Паин — художник, после которого осталось всего пять живописных произведений, и все они относятся к пуризму; это минималистические натюрморты. На данной работе изображен сидур (молитвенник)».

Варвара Степанова. Наездница, 1920

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

«Наследие В.Степановой представляет достаточно много живописных работ, они хранятся в разных музеях, но данная работа уникальна тем, что она никогда никем не публиковалась. Это очень редкое и при этом красивое произведение».

Любовь Попова. Пространственно-силовое построение, 1921

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

«У Л.Поповой было несколько вариантов таких живописных и графических работ. На более позднем этапе творчества она стала делать «пространственно-силовые построения» — как она сама их называла. Это были предвестники конструктивизма в живописи».

Валентин Юстицкий. Молочница, 1923

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

«На выставке представлены три работы В.Юстицкого, можно сказать, что он — звезда русского авангарда, необычайно одаренный художник, талантливый и проявивший себя в самых разных стилях позднего авангарда (советского времени). В своих работах он, можно сказать, предугадывал будущие тенденции западного искусства. Потом на Западе, в послевоенные годы, в европейском искусстве проявились тенденции примитивизма. При этом он не учился в Европе, он относится к саратовской школе авангарда. Он, конечно, вышел за пределы местной художественной традиции и саратовской школы. В.Юстицкий предвидел многое из того, что в русском авангарде так и не было осуществлено, но возникло позже в других стилевых направлениях и школах».