Галерея Ruarts открывает выставку «Girls, Girls, Girls!» классика современной российской фотографии Сергея Борисова. Манекенщицы, артистки и художницы — советская и российская богема в телах и лицах.
Сергей Борисов
Сергей Борисов

Фотограф

© facebook.com/sergei.borisov.5

«Началось все в середине 70-х годов прошлого века, когда я устроился выездным фотографом. Снимал детишек в школах и детских садах. Затем стал работать в рекламе. В 1977 году я вступил в секцию фотографии на знаменитой Малогрузинке, моднейшем тогда месте, которое было специально создано для художников, героев «Бульдозерной выставки», так брутально разогнанной коммунистическими властями. Я просто хотел там числиться, «положить трудовую книжку», но соседство с художниками не могло не сказаться, и я стал снимать портреты художников-нонконформистов. Были среди них и девушки. Две. Их портреты я включил в выставку «Портреты художников», но худсовет (синоним слова «цензура») заставил меня их убрать. Один — за то, что на нем была художница, раскрашенная в стиле боди-пейнтинг, в их понимании обнаженная, другую — за то, что на ней слишком много чего просвечивало. Вторая художница была не проста и всеми правдами и неправдами добилась восстановления своего портрета. Понятно, что много девушек, и красивых, было и среди эстрадных артистов. Их общей бедой было отсутствие хороших платьев. Вернее, отсутствие всего, в чем не стыдно было бы сниматься. Поэтому артистки снимались в концертных платьях, а художницы — обнаженные или драпированные.

Что-то подсказало мне, что я не должен поддаваться цунами гламура, захлестнувшему российские журналы и выставочные залы. В этом меня поддерживали не только друзья и ученики, но и несколько уважаемых мною философов и теоретиков фотографии. И конечно же, галерея Ruarts. В ходе бесед с ними я пришел к выводу, что моя мастерская — «Студия 50А» — вполне самодостаточна, а посещающих ее девушек назову «гёрлз», так как они весьма интернациональны по своему происхождению, да и сам я поездил по миру немало и везде отдавал должное красивым и креативным гёрлз».

Теплые трубы. 1988

Снимок сделан во дворе моей студии в 1988 году. Шла фотосессия при лунном свете. Уставшие модели пристроились на теплых трубах. Я добил пленку, сняв этот кадр.

Прикосновение. 1988

Фотография сделана в подсобном помещении культового театра Анатолия Васильева. История ее создания такова: я давно обещал привести одну из своих ведущих моделей, Ирину Гасанову, в театр Васильева. В 1988 году попасть туда было просто невозможно. Но поскольку я дружил с Анатолием Васильевым, то провел Ирину за кулисы. Актер театра Валерий Светлов, пользуясь своим положением звезды, не говоря ни слова, вместо приветствия стал пританцовывать с ней. Ирина приняла эту игру. Я, разумеется, снял.

В саду. 1989

В 1989 году я гостил у своих коллекционеров в Вене. В числе их друзей оказался посол Великобритании при ООН в Вене. Оказалось, что много лет назад он работал в Москве в качестве секретаря посольства. И конечно, был коллекционером советского искусства. Лично знал моих друзей-шестидесятников. Разумеется, мы подружились. У него было две дочери. Это одна из них.

Агузарова в мастерской. 1990

С Жанной Агузаровой мы подружились с тех пор, когда она еще была Иванной Андерс. На первом разрешенном рок-концерте в Курчатнике в 1986 году она пронесла мою аппаратуру, так как на входе стояли дружинники и обыскивали почище, чем сейчас в аэропортах. Благодаря чему в парижском журнале Actuel появилось несколько моих работ. С тех пор Жанна приходила ко мне в мастерскую как домой. Что видно и на данном снимке.

Студентка. 1993

Снимок сделан во дворе сквота, занимаемого Петлюрой. Отражает настроение тех дней. Модель — студентка, а ныне известный режиссер-документалист Ольга Дарфи.

Лето. 2003

Я получил задание от журнала LʼOfficiel снять для них молодую поэтессу Дину Гатину. Мучиться с ней не пришлось. Девушка прекрасно вписывалась в каждый кадр. Поэтесса.

Возле МГУ. 2015

На снимке художница Аглая Фенева, во время работы над своим проектом «Москва — большая деревня».

Гендер. 2015

Снимок сделан в ходе проекта «Гендер», где с мужской стороны позировали Пахом и Игорь Зайцев, а с женской — художницы Аглая Фенева и Настя Шорт. Здесь они в позиции № 4.

Маринеска. 2016

Эту девушку под новый 2017 год привел в «Студию 50А» Пахом (Сергей Пахомов). Представил ее как свою подругу из Нидерландов. Действительно, вместе с ней в атмосферу студии проник почти забытый аромат амстердамского сквота. Фотосессия их с Пахомом прошла успешно. Более того, это была одна из лучших фотосессий последнего времени. Ну и на прощание я поснимал их отдельно на фоне волка, написанного Пахомом специально для этой сессии. Самое интересное, что, как выяснилось, мы уже давно были друзья (френды) по фейсбуку. И зовут ее Маринеска Маринеска. По фейсбуку. А иначе мне и знать не надо. Не интересно.

На выставке. 2016

Шуточный снимок, сделанный после одной из нюд-фотосессий, где модели подошли к стене с выставкой работ Аглаи Феневой. Получилось, кажется, неплохо, хотя и не по теме.

Выставка
Сергей Борисов. Girls, Girls, Girls!
3.4 из 5
★★★★★
★★★★★
  • Адрес: +7 (495) 637 44 75, 1-й Зачатьевский пер., 10 м. Кропоткинская Режим работы: вт-сб 12.00–20.00