Петербуржец фотографирует старый фонд, рассказывая об истории, архитектуре и быте дореволюционного города.

Невероятная квартира в доме Мельцера, одном из самых известных творений архитектора Лидваля. Нет, здесь нет какой-то роскошной лепнины или каминов. Но это место избежало коммунальной участи: с начала 1920-х в этой квартире живут представители лишь одной семьи, она никогда не передавалась и не продавалась. Квартира избежала капитальных ремонтов, да и мебель почти вся ещё та, дореволюционная. И это золотой треугольник. Обязательно расскажу про неё подробнее, чуть позже.

A photo posted by Maxim (@maax_sf) on

Будуары, изразцовые печи, лепнина, витражные окна доходных домов и глазурованная плитка. Инстаграм-блог Максима Косьмина целиком посвящен сохранившейся архитектуре и предметам быта Петербурга рубежа XIX–XX веков.

«Все началось спонтанно. Я просматривал объявления об аренде и продаже квартир. Находил там интересные фотографии, сохранял их сначала на компьютере, потом решил создать паблик в одной социальной сети. Тогда я сам квартиры не снимал, но когда паблик развился, я решил уже ходить сам и фотографировать по-нормальному. Тогда же и завел инстаграм-блог».

На настоящий момент в инстаграме Максима — интерьеры порядка полусотни доходных домов и особняков Петербурга. Среди них, например, есть квартира, в которой Григорий Распутин провел свой последний день, фотографии расположенного в старинной готической гостиной детского сада или сдающиеся сейчас в аренду комнаты, бывшие салонами в эпоху Серебряного века.

«Квартиры очень разные. Бывают те, в которых сохранилось много исторических архитектурных элементов, а бывают квартиры изначально скромные, без архитектурных излишеств, но при этом вся обстановка и мебель в них законсервированы с дореволюционных лет. Это другая сторона, которая может удивить».

Ровно 100 лет, в ночь на 30 декабря 1916 года через эту самую дверь в квартире на Гороховой 64 вышли на черную лестницу Григорий Распутин и Феликс Юсупов. Спустившись, они дворами (чтобы избежать слежки) прошли на набережную Фонтанки, где сели в автомобиль и уехали во дворец Юсуповых на Мойке. Спустя несколько часов Распутин был убит. После революции квартира превратилась в коммуналку, сейчас почти расселенную.

A photo posted by Maxim (@maax_sf) on

В номинации "Комната 2016" побеждает не какой-нибудь парадный зал в богатом доме, а вот эта небольшая, но уютнейшая комната в коммуналке, где изразцовая печка соседствует с невероятным образом сохранившимся витражом 1909 года. Она выходит во двор-колодец доходного дома на дореволюционной окраине города, почти в промзоне, на совсем не туристической улице Рузовской. Такой вот он — петербургский старый фонд.

A photo posted by Maxim (@maax_sf) on

Наряду с метлахской плиткой, в начале ХХ века в ходу была вот такая напольная мозаика, состоящая из маленьких белых и черных шестигранников. Она постоянно мелькает в американских и европейских фильмах и сериалах, а ту, что на фото, я нашёл в Шанхае, в здании 1924 года. Но в России она как-то была не в ходу. В Петербурге мне известно лишь одно место, где можно её встретить — дом эмира Бухарского (1914). Некоторые заводы и сейчас производят такую мозаику, правда, найти её в продаже в России очень непросто.

A photo posted by Maxim (@maax_sf) on

Думаете, это лестница в каком-нибудь особняке? Или, может быть, парадная лестница богатого доходного дома? А вот и нет. Это лестница внутри одной из квартир в доходном доме Дернова на Таврической улице. В квартире сейчас находится детский сад, а знаменит дом совсем не этими интерьерами. В другой квартире, на самом верху дома находилась "башня Иванова" — неформальный эпицентр культурной жизни эпохи серебряного века.

A photo posted by Maxim (@maax_sf) on

🎭

A photo posted by Maxim (@maax_sf) on