Всем твиттерским хорошо знакома фраза «это ещё один тред в нём полифония наших голосов они переплетаются они воют от боли и усталости» (орфография и пунктуация исходного поста сохранены. — Прим. ред.). Такими словами в августе 2022 года начался один из витков скандала вокруг веган-кафе «Фрик» — бизнеса релокантов в Тбилиси. Компания молодых людей строила «активистский этичный горизонтальный сейф-спейс с консенсусным принятием решений», но вскоре произошел раскол. В ходе публичных разборок выяснилось, что трое участников команды якобы нарушали договоренности и «противостояли ценностям»: кто‑то грубо общался с поварами, а кто‑то вовсе употреблял наркотики на кухне заведения. Сложившаяся ситуация и отдельные формулировки треда стали одним из главных твиттерских мемов того года.
Коллектив распался, «провалившись как горизонтальный проект», в фундаменте которого лежали «треснувшие кирпичики». Но вместо просуществовавшего два с половиной месяца заведения открылось новое — под вывеской «Шпана». Веган-кафе практически перестало фигурировать в обсуждениях, но в декабре 2024-го вновь вернулось на радары.
Пользователь твиттера @kruzhochek135 опубликовал скрины переписки, взятые из некого «открытого чата», — якобы между официальным аккаунтом «Шпаны» и их клиенткой. «Афиша Daily» не нашла упомянутую группу, а представители кафе не подтверждали реальность истории. Но переписка завирусилась и стала мемом. Из выложенного диалога следует, что девушка заказала веганскую пиццу через сервис доставки Bolt (заплатив 31,85 лари — 1183 рубля), но получила не с той начинкой и обратилась к заведению. Там после «сорри» поинтересовались: «Вы хотите вернуть деньги? Или получить другую? Или просто информируете, что мы ********** [ошиблись]?»
Покупательница объяснила, что заказывала определенную пиццу и рассчитывала получить ее. В «Шпане» ответили, что у них закончилось тесто и нужную пиццу могут добавить к следующему заказу или же, если клиентка «сильно настроена на сегодня», придется подождать. За этим, судя по скринам, последовала фраза «вообще, нам эта ситуация кажется консюмеристским ******** [трешем] и капиталистической рыгатиной, с которой никак не хочется взаимодействовать».
Емкая формулировка стала локальным мемом: пользователи уже начали использовать ее при столкновении с высокими ценами на товары и необходимостью оплачивать счета.
Когда девушка напомнила сотрудникам, что это они ошиблись с заказом, а теперь не хотят выполнять обязательства, те, согласно опубликованной переписке, ответили: «Нянчиться и ублажать вас — не наша ответственность. Вы явно не наша аудитория, а мы не ваша». После длинного сообщения клиентки, где она попросила не хамить ей и вернуть деньги, от официального аккаунта заведения пришли сообщения «Какой ****** [треш], зай» и «Я в **** [шоке]. Ты хотела пиццу, а теперь, оказывается, ты деньги хочешь».
В своих соцсетях заведение не комментировало скрины. Реакция пользователей твиттера разнится: одни удивляются, что кафе с таким подходом еще не разорилось, а другие, хоть и признают специфичность манеры общения сотрудников, считают, что клиенты должны решать проблемы через агрегатор, а не «писать каждой кафешке, которая напутала с заказом».