Миф 1: у роверов ограниченная сфера применения
Сфера применения робокурьеров ничем не ограничена: они могут развозить что угодно на расстояния в радиусе до двух-трех километров. Сейчас они в основном занимаются доставкой еды: если сделать заказ продуктов или готовых блюд в приложении «Яндекс Еды» или «Лавки», его привезет ровер.
Директор по продукту рободоставки «Яндекса»
«К функции подключено более 500 ресторанов и магазинов, включая „Азбуку вкуса“, „Вкусно — и точка“, „Теремок“, „Шоколадницу“, „Бургер Кинг“. А в начале августа „Яндекс“ заключил партнерство с X5 Group — теперь заказы из магазинов „Пятерочка“ и „Перекресток“, сделанные в приложении „Яндекс Еды“ и „Деливери“, могут привезти роботы-курьеры „Яндекса“. Для пользователей такая доставка будет бесплатной».
Использование роверов не ограничивается одним сценарием. Они могут доставлять предметы весом до 20 килограмм — так, в совместном эксперименте «Яндекса» и «Почты России» роботы развозили посылки по Москве, Ленинградской области и в Татарстане. А еще роверов можно использовать в рекламных целях: покрасить в фирменный цвет компании, разместить логотип и слоган.
Миф 2: роверы есть только в центре Москвы
Это не так! В Москве воспользоваться доставкой роботом можно в семи районах: Тверском, Пресненском, Ломоносовском, Раменках, Аэропорт, Тропарево-Никулино, Хамовниках, Фили-Давыдково. В этом году это число обещают увеличить. Еще роверы есть в Мурино в Ленинградской области и в Иннополисе в Татарстане. В Иннополисе, кстати, других курьеров вообще нет — только роботы. Это первый и единственный город в мире, где есть только рободоставка.
Миф 3: роверы могут ездить, только когда тепло и хорошая погода, а зимой они застревают в сугробах
Роботы спроектированы так, чтобы они могли развозить заказы и летом, и зимой — плохая погода им не мешает. Они не могут проехать только там, где сложно пройти и человеку, например маме с коляской. Как отмечает пресс-служба, зимой, когда дороги заметает снегом, время доставки может увеличиваться, но совсем ненамного — в среднем на пять — семь минут.
Миф 4: с лестницами роботы точно не справятся, на российских улицах им сложно
Преодолевать лестницы роверы действительно пока не могут, поэтому они доставляют заказы только до подъезда. А маршрут выстраивают так, чтобы не встретить ни одной лестницы, но при этом не сильно увеличить время пути.
Директор по продукту рободоставки «Яндекса»
«Сейчас на улицах можно встретить роверов третьего поколения. Они ориентируются при помощи лидаров (лазерных локаторов) — благодаря им роботы видят в любую погоду на 360 градусов вокруг и на десятки метров вперед. Под сенсором появилась дополнительная камера с большим фокусным расстоянием, она помогает роботу отчетливо видеть светофоры на противоположной стороне даже очень широкой дороги.
Подвеска третьего поколения стала мягче. Теперь роботам легче забираться на высокие бордюры, ездить по плохим дорогам, преодолевать снежную кашу и другие сложные участки пути. А заодно они стали тише передвигаться по плитке и брусчатке, съезжать с бордюров. Роботы практически не издают звуков и не создают дополнительного шумового загрязнения в мегаполисах. Роботы-курьеры постепенно становятся частью городской среды, и мы хотим, чтобы они органично в нее вписывались. Поэтому у роверов третьего поколения не такая броская расцветка, как у их предшественников, но при этом их лучше видно в темноте — благодаря светодиодным фарам».
Миф 5: заказ из ровера могут украсть
Заказ внутри ровера защищен от вандалов. Замок открывается только после команды со смартфона получателя в приложении «Яндекс Go».
Все данные о поездке робота сохраняются, поэтому можно восстановить полную картину событий. Как утверждает «Яндекс», за всю историю ни один заказ не пострадал.
Миф 6: в будущем роверы оставят курьеров без работы
Директор по продукту рободоставки «Яндекса»
«Почему‑то это очень популярный миф, хотя на самом деле во всех отраслях, где работает автономный транспорт, сейчас остро не хватает людей — не только в России, но и в мире. Не хватает водителей общественного транспорта и такси, водителей грузовиков для доставки, курьеров.
Кроме того, роботы создают новые технологические специальности и рабочие места: операторы автономного транспорта, специалисты технической поддержки, разработчики, дата-саентисты. Так что никакой угрозы от роверов нет — только помощь».
Миф 7: роверы более дорогие и менее эффективные, чем курьеры
На первом этапе разработка и производство образцов любых роботов и сенсоров для них дорогие, но серийное производство значительно снижает эту стоимость. Как отмечает «Яндекс», скоро по себестоимости использование роверов сравняется с обычной доставкой. «Ближайшая задача — сделать так, чтобы ровер как экономическая единица окупался за несколько лет. Я думаю, что мы станем одними из первых в мире, кто в масштабе страны будет использовать роверы в качестве одного из основных способов доставки», — говорит директор бизнес-группы поиска «Яндекса» Дмитрий Масюк.
Миф 8: если встретить ровера на улице, день будет хорошим
Директор по продукту рободоставки «Яндекса»
«Правда это или нет, решайте сами, но нам радостно видеть, как люди относятся к роботам. Дети их гладят и обнимают, взрослые несколько раз помогали зимой выбраться из сугробов. Это очень приятно.
Но, конечно, мы все-таки просим помнить о безопасности. Не мешайте роботу, не бегайте за ним — ровер может резко остановиться, увидев препятствие. А еще не стоит тянуть робота за флажок и лидар — так можно ему сильно навредить».