Откуда взялся синдром «грустных сосков»
«Когда что‑то или кто‑то касается моих сосков, я так сильно злюсь! Если на мне тесная майка или бюстгальтер, в некоторые дни мне от этого настолько плохо, что я ничего не могу поделать. Мне буквально хочется оторвать себе сиськи. Причем раньше такого не было — мне нравилось, когда трогали мои соски, но теперь от этого некомфортно, даже если их касаюсь я сама», — так описывает синдром «грустных сосков» пользовательница реддита @Familiar-Couple2444.
Одно из первых упоминаний синдрома появилось на реддите в 2018. Авторы сабреддита описали его как сильное чувство грусти, которое испытывают некоторые женщины от прикосновения к соскам. В комментариях собрались пользователи, которые сталкивались с подобным, — но их было немного. Со временем про синдром стали писать чаще — количество контента на эту тему возросло.
В 2022 году 24-летняя тиктокерка Таови Ван (@tvboba) опубликовала видео, в котором рассказала, что внезапно начинает испытывать неконтролируемое чувство грусти от прикосновений к соскам — смесь тревоги, дискомфорта и легкого предвкушения надвигающейся гибели. Ее ролик собрал более 5,2 млн просмотров. Свое состояние Таови описала термином «синдром „грустных сосков“». Многие пользовательницы поделились, что им знакомо это состояние, — под роликом уже больше тысячи комментариев.
«У меня начинается нервная тошнота, будто я сделала что‑то не так и должно произойти что‑то плохое».
«Я испытываю невероятно подавляющее чувство вины и отвращения к себе».
«В моем желудке будто открывается яма и вызывает у меня тревожную тошноту».
«Это как сильное чувство стыда и надвигающаяся гибель».
«Я внезапно начинаю думать о маме и хочу плакать».
«Я начинаю чувствовать себя некомфортно из‑за того, что у меня есть соски и что они часть моего тела. Сначала испытываю вину, а потом грущу весь оставшийся день».
«Это ощущается как ностальгия и тоска по дому».
«Я чувствую себя подавленной и начинаю думать, что ничто в этой жизни не имеет смысла».
«Я резко ощущаю себя такой уязвимой, это одно из худших чувств в мире».
С синдромом сталкиваются женщины, дети и даже мужчины
Некоторые девушки утверждают: они с детства сталкивались с этим состоянием, но лишь повзрослев смогли проследить, что оно возникает из‑за трения одежды о соски..
«Я называла это чувством деревенского магазина, потому что внезапно начинала думать о нашей маленькой сельской палатке, которая уже разваливалась. Рисовала в голове картинки, каково там находиться: слушать тишину, видеть полупустые полки и улыбающегося человека за кассой, получившего владение магазином по наследству, — написала @_silly_goose. — Это было похоже на безнадежность, печаль и ностальгию, которые смешивались с чем‑то знакомым, но горько-сладким и неизбежным».
У другой пользовательницы реддита прикосновение к соскам в детстве тоже вызывало ностальгию. Она начинала испытывать тоску по дому и зацикливалась на ощущении, что ей нужно что‑то сказать или сделать — но она не помнит, что именно. «У меня было яркое воображение, поэтому я выдумала, что это видения из моей прошлой жизни», — объяснила @Little_Potential_290. Женщина уточнила, что этот синдром утих с наступлением полового созревания, в периоды длительных отношений она реже испытывала внезапную грусть после прикосновения к соскам.
Это ощущение знакомо не только женщинам: 26-летний пользователь реддита @Deadpoolwuzhere1993 рассказал, что тоже с детства испытывает сильную грусть, когда трет соски. «Как будто я пуст и лишен всяких надежд. Еще я чувствую странное щекочущее чувство в ногах, когда трогаю соски, — оно будто переносится в ноги».
Чем можно объяснить этот синдром
Самое логичное объяснение синдрому «грустных сосков» — состояние D-MERundefined — дискомфорт, который длится несколько минут и происходит прямо перед выбросом молока (неважно, при кормлении или сцеживании).
Дисфорический рефлекс не так хорошо изучен, но по результатам одного из исследований около 9% кормящих женщин сталкиваются с ним. Основная теория медицинского сообщества заключается в том, что это последствия гормонального сдвига — повышения окситоцина и падения дофамина.
Феномену D-MER посвящена целая платформа: ее создательницы хотят повысить осведомленность женщин об этом процессе и объяснить, что это физиологическая реакция, которая не имеет отношения к послеродовой депрессии. Специалистка по грудному вскармливанию и многодетная мать Алия Макрина Хайзе, которая и придумала термин D-MER, посвятила ему книгу.
«Мы прозвали место для кормления грудью печальным креслом», — вспоминает одна из пользовательниц реддита.
Это объясняет, почему с синдромом «грустных сосков» сталкиваются кормящие женщины, но чем он обусловлен в других случаях? Американский профессор биологии Барри Комисарук предполагает, что ответ лежит в эволюционном процессе. Большинство млекопитающих не должны двигаться в момент, когда выкармливают детенышей, поэтому развился нейронный механизм, который обеспечивает «замедление» матери. Самка должна оставаться спокойной во время кормления. Комисарук описывает действие нейронного механизма как «мощное торможение в мозге»: оно подавляет активность симпатической нервной системы, отвечающей за реакцию «бей или беги». И, поскольку репродуктивный процесс один из важнейших в природе, феномен затрагивает и мужчин.
«Я думала, только мое тело ненавидит само себя»
Благодаря тому, что про «синдром грустных сосков» начали активно говорить в соцсетях, люди убеждаются, что с ними все в порядке. По словам некоторых пользователей, они замечали у себя симптомы, но не понимали, что происходит. Многие допускали, что «с ними что‑то не так».
Для некоторых дискуссия стала возможностью объяснить партнёру и другим близким, что с ними все в порядке. Пользовательница @AbbreviationsOdd4941 рассказала, что парень называл ее сумасшедшей, когда она запрещала трогать соски. «Благодаря этому обсуждению я могу доказать ему, что я не сумасшедшая и не фригидная, другие люди тоже испытывают это», — написала она.
«Безумно рада, что у этого наконец есть термин, — теперь я знаю, что не была просто чрезмерно чувствительным странным ребенком», — радуется @_silly_goose, которая делилась на реддите, что мысленно называла этот синдром чувством деревенского магазина.
Другая девушка долго пыталась объяснить семье ощущение, которое она испытывала во время каждого кормления младенца, — «непреодолимое чувство отчаяния и надвигающейся гибели». «Рада читать все эти обсуждения, я чувствую, что все, происходившее со мной, нормально», — написала она.