Пару дней назад в аккаунте Трусовой появилось видео, в котором она рассказала, что наказала дочек (пяти и семи лет) за ночные игры на смартфоне — у девочек отобрали гаджеты и запретили просмотр ютуба до конца лета. Возмущение пользователей вызвал способ, с помощью которого мама узнала о занятиях детей: в их спальне установлена камера, которая фиксирует все, что происходит внутри.
Блогерка говорит, что, просмотрев кадры с камеры, родители «просто в шоке» от поведения дочерей: «В 2.36 наши дети проснулись и стали играть в телефоны и проиграли до утра, до 9.46. Мы с мужем благополучно спали. А телефоны были у них на тумбочке, потому что они с вечера попросили их положить [туда], чтобы не разбудить родителей. Мы просто в шоке».
В комментариях обвиняют родителей в тотальном контроле и лишении детей личного пространства. Дочерям же предрекают психологические проблемы в будущем. Одна пользовательница отмечает, что из‑за такого поведения своей мамы она стремилась как можно скорее съехать и никогда не скучала по дому. Другие вспоминают, как замечательно было их детство без постоянной слежки — можно было читать книжки ночи напролет.
Есть и другие мнения: ночью детям нужно спать, а способы контроля могут быть разными. Кто‑то считает, что гаджеты в таком возрасте вообще не стоит давать.
В ответ на критику блогерка сказала, что в их семье друг от друга скрывать нечего, а потому камеры не нарушают личного пространства дочерей. По ее мнению, «камера в детской — это прежде всего удобство и безопасность». К тому же она позволяет родителям, когда их нет дома, общаться с детьми и, как считает Трусова, даже успокаивает дочерей. «Но, конечно, рано или поздно у детей наступит возраст, когда они скажут убрать ее», — пишет блогерка.
К посту она прикрепила видео, в котором заявила, что дочери сами решили, что камера им нужна. «Люди, мыслите шире!» — призывает Трусова, утверждая, что у ее детей прекрасное детство и «оно не зависит от камеры в комнате».
Семейный психолог, специалист сервиса психотерапии Alter
Современные технические средства, такие как камеры в доме, родительский контроль на телефоне и планшете, трекеры, отслеживающие перемещения, — все это способствует повышению безопасности детей и гарантирует, что родитель будет лучше знать, что происходит в жизни его сына или дочери. Еще 30–40 лет назад все было иначе: дети могли делать многое из того, о чем родители даже не подозревали и никогда не узнают. Это могли быть в том числе и опасные вещи вроде похода на ближайшую стройку или знакомства с неподходящей компанией. Сейчас есть возможность для более внимательного и порой совершенно незаметного наблюдения за ребенком, который как будто самостоятелен, но при этом никогда не предоставлен самому себе полностью.
Почему же инновации, обеспечивающие большую безопасность, порой вызывают возмущение? Верно ли наше интуитивное восприятие, что что‑то здесь не так? Как психолог, могу сказать, что постоянный надзор действительно снижает нашу способность к самостоятельности и принятию решений, нарушает формирование нашего «я», так как, помимо собственных ощущений, чувств и мыслей, заставляет все время иметь в виду «всевидящее око». Ведь каждый из нас может ошибаться, порой нужно рискнуть. Но если за тобой наблюдают, то принимать такие решения становится гораздо труднее. К преодолению трудностей присоединяется постоянная мысль о том, «что скажет тот, кто смотрит за мной». И тогда, может быть, лучше вообще ничего не делать, пожертвовать своими желаниями и самостоятельностью в обмен на хорошие отношения с теми, кто знает обо мне все лучше меня.
Другой вариант, который, кажется, попробовали дети из видео, — врать и прятаться. Сюжет многих антиутопий построен на том, что главный герой пытается избавиться от контроля «большого брата», который непрерывно следит за тобой, чтобы ты стал лучшим членом общества. Любой человек, даже ребенок, скорее всего, будет пытаться сделать это. Однако в наиболее пугающих произведениях у героя ничего не получается, и в конце концов он смиряется с правилами, отказываясь от себя самого.
Как же нашим родителям, не имевшим таких технических возможностей, удалось воспитать из нас взрослых и достаточно успешных людей? Про что‑то из нашей жизни они совсем не знали. Где‑то волновались, ругались, запрещали и наказывали. А еще пытались построить доверительные отношения, чтобы в случае трудностей и опасностей мы приходили к ним за помощью. И, вспоминая свое детство, мы можем сказать, что чаще всего сами решали, о чем рассказать, а с чем попытаться справиться самостоятельно или с помощью друзей. Отсутствие средств контроля делало выстраивание доверительных отношений и внимание к интересам, характеру и способностям ребенка необходимостью для родителей, так как только от самого ребенка можно было узнать подробности его жизни.
Сейчас вопросы безопасности могут быть решены техническими средствами, а совместные детско-родительские занятия не требуют изобретательности и включенности — достаточно купить затейливые игрушки, выбор которых огромен. В этом случае ребенок привыкает опираться на внешнее: требования родителей, от которых ничего не скроешь, на яркость внешнего мира, которая захватывает и развлекает, — а не на свои внутренние ощущения.
Какой ты? Что ты любишь? Ради чего готов стараться, даже если не получается? Где будешь двигаться вперед, даже если трудно и страшно? Что будешь делать, если останешься без телефона и других привычных развлечений? Отвечать на эти вопросы детям становится все сложнее. Порой они не могут представить, что мир вокруг перестанет развлекать и контролировать их. И тогда во взрослой жизни они тоже будут ждать контроля и развлечений извне. Интересно, кто тогда станет для них родителем?
* Instagram принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.