Почему над миллениалами все смеются
В конце прошлого года тикток захватил тренд на millenial core — ироничная «эстетика миллениалов», в рамках которой зумеры в очередной раз объединились против старшего поколения. На этот раз под раздачу попал контент, который обычно снимают тридцатилетние. У хештега набралось 27,9 миллиона просмотров.
В своих видео креаторы-зумеры пародируют слишком активную, странную или даже кринжовую манеру инфлюэнсеров-миллениалов. Ролики высмеивают их излишнюю экспрессивность, неуместные комментарии, похожую на детскую речь и броский монтаж, подчеркивающий рандомные движения. «Во всем виноват Джим Кэрри», — пишут в комментариях к таким видео.
Поведение тридцатилетних получило название «миллениальский кринж», которым зумеры пытаются описать чувство испанского стыда от такого контента. И не только его — поколение помладше давно ведет войну против поколения, которое стояло у истоков блогинга и интернет-поп-культуры. Так зумеры высмеивают не только яркую мимику, но и паузы, которые делают миллениалы перед тем, как начать говорить на видео, и многочисленные банальные отсылки к «Гарри Поттеру» и «Друзьям».
Журналистка Ребекка Дженингс в статье для Vox заметила, что эффект кринжа возникает из‑за цифрового сдвига. Такое поведение миллениалов в сети — примета уходящей онлайн-эпохи, когда эти же люди были подростками и снимали ироничные видео с нарисованными усами. Тогда же возникла пауза: инстаграм* и снэпчат, популярные десять лет назад, записывали видео с задержкой, поэтому вам нужно было подождать, прежде чем начать говорить.
Что снимают сами зумеры
«Возможно, нам стоит рассматривать „миллениальский кринж“ не как что‑то постыдное, что хочется поскорее забыть, а как последний вздох интернет-юмора, до того как стало невозможно за ним успевать», — пишет Дженнингс. Главное отличие культуры следующего поколения зумеров — это юмор. В то время как десять лет назад он был сильно проще и прямолинейнее (отсюда и бесконечные кривляния миллениалов), юмор зумеров стал заложником быстро сменяющихся трендов и алгоритмов.
«Возможно, только хаос может описать то, как ощущает себя мозг, который постоянно находится онлайн», — считает Дженнингс.
Один из самых популярных видов шуток над зумерами — это сленг, который за пределами тиктока не имеет смысла. В англоязычном сегменте часто можно услышать выражение slay (которое, кстати, уже устаревает) — так люди выражают свой восторг.
Еще одна отличительная черта — сложный монтаж, или переходы. При этом ролики часто не имеют смысла: главное, насколько хорошо он выглядит и насколько сложно его повторить. Каждый месяц на ютубе появляются новые туториалы таких переходов.
В онлайн-войне зумеров и миллениалов последних больше всего задевает высокомерие, с которым они сталкиваются. Нападкам подвергается все: и возраст, и манера разговаривать, и используемые эмодзи, и интересы. Кто‑то из интернет-пользователей относится к этому с пониманием: «Каждый раз, когда поколение Z в очередной раз нас за что‑то осуждает, я возмущаюсь примерно на полсекунды, а потом вспоминаю, что мы много лет думали, что легинсы до икры под потертые джинсовые мини-юбки, — это вершина крутости», — пишет @annetdonahue.
Почему противостояние интернет-поколений не закончится
При этом взаимное высмеивание поколениями друг друга — явление совсем не новое. Те же миллениалы уже прошли этот путь, когда спорили с бумерами и придумали фразу «Окей, бумер» — несколько лет назад интернет так протестовал против нелепых шуток, нетактичных нравоучений и другого кринжа от старшего поколения.
Старшие зумеры тоже тревожатся по поводу возраста: видя, с какой критикой сталкиваются миллениалы, двадцатилетние ожидают таких же насмешек со стороны подрастающих альфа. И пытаются предугадать, за что зумеров можно будет назвать кринжовыми. Например, тиктокерка @matildaeklund5 считает, что эмодзи «😭😭😭» и «💀💀💀» — это то же самое, что миллениальские «😂😂😂».
Невозможно пользоваться интернетом и не чувствовать себя старым — и зумеры уже ощутили это на себе. Ютуб-сериал «Skibidi Toilet», рассчитанный на детей, показал двадцатилетним, что они уже не самые младшие в интернете. «Ребята, у альфа появляются свои мемы… Оно началось… Мы — следующее кринжовое поколение на очереди», — написала пользовательница тиктока @thehannahmichelle.
* Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской. Ее деятельность на территории страны запрещена.