«Как в „Ведьмаке“, не будет»: какой вышла «Смута», историческая RPG за полмиллиарда рублей

5 апреля 2024 в 11:06
4 апреля релизнулась видеоигра «Смута». Амбициозный проект о Смутном времени находился в активной разработке всего два года, получил от Института развития интернета два гранта по 260 млн рублей, а также поддержку блогеров Дмитрия Пучкова и Клима Жукова.

Над студией смутились тучи

Еще до релиза разработчики из Cyberia Nova говорили о вдохновении серией Assassin’s Creed и «Ведьмаком 3». В дизайн-документе с презентации 2020 года они упоминают эти хиты в качестве ориентиров для устройства открытого мира, эпичного сюжета с историческим уклоном, разветвленной системой прокачки персонажа и большим арсеналом оружия. Однако в основе российской видеоигры находится роман о Юрии Милославском.

Замах сильный: полученный командой бюджет в 5 млн долларов кратно меньше, чем у этих франшиз, так же как и срок разработки. В активном развитии проект находился всего пару лет, причем для компании он дебютный, а в портфолио отдельных сотрудников есть лишь «Дальнобойщики» и «Аллоды» из 2000-х, а также графический аутсорс для издателя World of Tanks.

Для сравнения: бюджет хитового шутера Atomic Heart оценивают в 20–25 млн долларов, при этом работа велась в течение 5 лет, а к релизу студия разрослась до 120 человек. При этом в ней нет открытого мира, а игру в среднем проходят за 15 часов.

Студия мутит воду

В январе 2023 года глава студии Алексей Копцев высказал большую уверенность в продукте. В интервью «Навигатору игрового мира» он сравнил проект с хитом Sony Ghost of Tsushima. Впрочем, уже в той беседе он дал ясно понять, что никакого открытого мира не будет: «Имеется набор локаций, между которыми по мере изучения карты можно будет быстро перемещаться. Это два-три района Нижнего Новгорода, Ярославль, три района Москвы, ну и такая провинциальная лесная Русь».

Представители студии подняли ставки еще выше, когда один из них раскритиковал любимого многими «Ведьмака». В октябре прошлого года аккаунт компании согласился с комментатором, что «Смута» не будет такой, как польская игра, и заявил, что в той — «чудовищная боевка». «Да, сюжет в „Ведьмаке“ отличный, но боевка чудовищная», — повторил он в ответ на вопрос пользователя.

Смелые заявления разработчиков показались многим комичными. Смешной ситуацию делал тот факт, что на момент этого заявления девелоперы показывали геймплейные кадры лишь урывками. Вышли четыре выпуска дневников разработчиков, в сети были концепт-арты и немного кат-сцен, но ничего из этого не давало целостного представления об игре, хотя до релиза оставалось всего три месяца (изначально он был назначен на конец февраля).

Сами разработчики объяснили в декабре это тем, что у них нет «полностью завершенного получаса игры», и пообещали заняться дополнительной полировкой боевой системы, освещения и анимации. Спустя еще три недели они отложили игру на месяц.

Впечатления смутные

Недовольство многих игроков вызвала постановка квестов в «Смуте». В какой‑то момент задания превращаются в скучную череду перебежек от NPC к NPC и выслушивание длинных диалогов. Для жанра action-RPG это непростительный просчет.

Впрочем, иногда монотонные разговоры могут развлечь, например, в них можно поймать замену актеров озвучки персонажей.

Recrent/Twitch

Блогер Андрей Дрюзай Хестанов поделился, как игра не засчитала ему выполненное задание и вместо этого отправила по очевидно неверному маршруту. А еще она крашилась из‑за переключения между приложениями.

TheDRZJ/Telegram

Постановка кат-сцен может серьезно поставить в тупик. В одной из них напарник протагониста загадочно пропадает вместе с лошадями после нападения волков.

Recrent/Twitch

Сравнить боевую систему «Смуты» с «Ведьмаком» действительно тяжело: она однообразна, а главное, враги от нее почти не страдают. Целью игрока оказывается закликать чужую шкалу здоровья как можно быстрее и успеть увернуться от неблокируемого удара. Ни порезов на одежде, ни следов крови, ни анимаций агонии противников, ни захватывающих потасовок с толпами врагов тут нет.

У главного героя Юрия Милославского есть лишь три вида атаки: слабая, сильная, выстрел из пистолета. Каждое из этих действий, как и получение урона, сопровождает длительная анимация. Если после ее окончания не нажать нужную кнопку, персонаж просто встанет на месте во время боя. Атаки оружием ближнего боя можно спамить, но тяжело комбинировать, да и необходимости в этом нет.

Recrent/Twitch

Все вместе это создает ощущение деревянного ведения боя, персонаж кажется нереактивным и медленным, а за пропущенный удар получает штраф в двойном или тройном минусе к здоровью, что приводит к очень нечестным смертям и вызывает только ярость.

Recrent/Twitch

В соответствии с трендами в игре Cyberia Nova есть стелс. Присев на корточки, персонаж становится совершенно невидимым для стражников, даже если ползает у них прямо под носом и кидается камнями. «Али ветер гуляет, али шарится там кто?» — бормочут болванчики в такие моменты.

Juice, Recrent/Twitch

Историческая достоверность проекта заставляет вспомнить мемную «Ящеры против русов». Юрий Милославский настолько брутален, что может без проблем ходить под водой и даже прокатиться по дну на лошади, а потом выйти и задорно станцевать.

Правда, еще он почему‑то не научился прыгать, что стало последней каплей для стримера Братишкина.

Жители Московского царства же невероятно одухотворены: их дома и каменные стены вот-вот взлетят в голубое небо и даже попрошайка у храма крутит по земле такие восьмерки, что его дрифту позавидуют токийские стритрейсеры.

Kuzma671, Bratishkinoff/Twitch
Giltikus/Twitch, Kuplinov Play/YouTube

Способности Милославского правда поражают воображение. Во время диалогов парень может запросто взлететь над землей так, что в кадре остаются только его сапоги, обернуться лошадью или провалиться под текстуру.

Recrent/Twitch

Смущает вот что: Милославский должен быть боярином, однако иногда ведет себя как обычный гопник. Впрочем, Клим Жуков призывал отделять игру от литературного романа и не искать соответствий между героями.

Например, здесь герой и будущий ополченец провоцирует западного наемника на драку. Москвич интересуется у иностранца, правда ли, что в Священной Римской империи вместо девушек «переодетые мужики» с «бородищей как у дьякона», а вместо мужиков — «бабы в мужском», и потому у них портки срамные. «А еще, когда не смотрит никто, то один к другому поворачивается и наклоняется как баба», — фантазирует главный герой.

Вероятно, Милославский сам прекрасно понимает, как выглядит в такие моменты, и именно поэтому в кат-сценах его глаза закатываются сами собой.

Блогеры и стримеры во главе смуты

Найти поклонников у российского проекта непросто.
Стример Владимир Братишкин остался сильно недоволен увиденным и недоумевает по поводу потраченных на разработку средств.

«Вы не стерпели, когда вас ******* [обманули] с The Day Before, вот тут точно такая же *****[фигня]. Волки ассетовские <…> это набор ассетной ***** [фигни]. Вы можете зайти в Unreal Engine Shop, все оттуда ********[фигня], даже домики славянские оттуда куплены.

Игра не выглядит на ₽500 млн. У них за эти деньги ты получил огороженную игру с закрытыми локациями. Тебя как [продажных женщин] телепортирует туда. Ты не можешь туда свободно прийти. Это не [чертов] „Ведьмак“, где ты отправился и… хоп! И у тебя есть третья карта, либо ты на вторую отправился».

«Это кусок говна линейного, который может сделать школьник на коленке, купив автоматическую камеру, анимации, — все это недорого. Я не понимаю, куда эти 500 млн ушли?»

Для этой игры 500 лямов это очень много. Я смотрю геймплей, графика сток, Unreal Engine запустил, там свет расставил, Lumen запустил, он все за тебя сделает с графикой. В озвучку ушло 500 млн? Школьники бы лучше сделали. У меня ощущение, что это три человека сделали.

«„Смута“ — говнище [чертово]. К покупке не рекомендую. Игра — говно, она ничего не стоит. Две тысячи — это [капец]. Потратьте лучше 500 рублей на The Witcher 3: Wild Hunt, и поиграйте с кайфом», — уверен он.

Блогер Юрий Хованский саркастически заметил, что «Смута» убила «Ведьмака», и усомнился в компетентности Cyberia Nova.

«Смотрю сейчас „Смуту“ на стриме, полмиллиарда потратили не зря. „Ведьмак“ убит окончательно и бесповоротно. Такое чувство, что это говно собрали два школьника из бесплатных ассетов, а озвучила нейросеть», — комментирует он увиденное.

Бывший капитан Virtus.pro и киберспортивный аналитик Ярослав NS Кузнецов во время игры просто заскучал и выключил «Смуту». Сильнее всего его разочаровали диалоги.

«Поиграл немного в „Смуту“, что‑то не был впечатлен, элементарно скучно стало, коридорка какая‑то», — поделился он с подписчиками телеграм-канала.

«Возможно дальше начинается опен-ворлд и вот это все, но я просто не дотерпел, задушился от диалогов, полных воды байкальской», — добавил NS.

Ситуацию суммировал Евгений BadComedian в беседе с Daily Storm: «Играть не планирую. Я сам посмотрел обзоры и как‑то не воодушевлен итоговым качеством игры. Я даже представить не могу, [с чем она должна была конкурировать]. Как обычно в кино бывает: это ответ на вопрос, который никто не задавал».

«Я не знаю, как можно было сделать качественный продукт: слишком масштабные задумки, слишком короткий срок разработки. Есть большой вопрос к планированию: если берете государственные деньги, надо хоть как‑то распоряжаться [временем].

Надо было аппетиты снизить. Я не знаю, кто даже из мегаталантливых разработчиков взялся бы на такие деньги [этот проект] осуществить», — уверен блогер.

Поклонников (почти) ничего не смутило

«Смута» вышла только в VK Play, минуя консоли, Steam, Epic Games Store и другие онлайн-площадки, поддерживающие что‑то кроме российских карт. Она уже стала вторая по числу отзывов игрой на платформе, собрав больше 500 откликов от покупателей. Впрочем, до почти 18 тыс. Atomic Heart ей еще далеко.

В данный момент из 544 вердиктов 319 положительных и 169 отрицательных. На сегодняшний день их сортировка и модерирование вызывают вопросы. Например, среди «полезных» отзывов есть те, которые одобрило меньшинство пользователей или их единичное число, а также комментарии из слова «гойдааа» и буквы Z. При этом те негативные, за которые проголосовали десятки читателей, в этот топ не попали совсем.

Даже авторы положительных отзывов отмечают, что игре нужна полировка: о вылетах, просадках и низкой частоте кадров пишут обладатели актуального игрового железа. Они также обращают внимание на баги, кто‑то недоволен неприятной лицевой анимацией и скучными квестами. В таких комментах часто находится тег «Жду обновления».

В числе достоинств называют увлекательную атмосферу царской России и информативные диалоги.

Критики же кроме технических недостатков недовольны скучными квестами и утомительными прогулками по внутриигровому миру, недостатком импакта в сражениях и оскорбительным сравнением с «Ведьмаком».

Расскажите друзьям