Соцсети

Финграмотность для зумеров: в тиктоке обсуждают, как эффектно экономить и бездумно тратить

1 февраля 2024 в 15:30
В тиктоке завирусились понятия loud budgeting, doom spending, soft spending и cash stuffing. Пользователи соцсети рассказывают, как экономят на излишествах или, наоборот, бесконтрольно тратят деньги.

В конце января 2024-го в тиктоке появилось понятие loud budgeting («публичная экономия»). Его автор — комик Лукас Баттл — назвал термин новым трендом 2024 года. Он посоветовал своим подписчикам отменить поездки и отложить покупки, которые они не могут себе позволить, и не стыдиться этого.

«Дело не в том, что мне не хватает денег. Дело в том, что я не хочу их тратить. Если у вас есть богатые знакомые, вы в курсе, насколько они не любят тратить деньги. В этом даже больше шика и стиля», — сказал Баттл в одном из роликов.

Полусерьезный совет быстро разошелся среди пользователей. «С тихой роскошью покончено, даешь громкую экономию», — написал один из них. Ролик Баттла посмотрели более 1,5 млн раз, а понятие loud budgeting начало появляться в заголовках статей The Guardian и New York Post.

Хештег #loudbudgeting использовали в соцсети более 13,5 миллиона раз. Авторы видео рассказывают, от чего они решили отказаться, чтобы сэкономить. Для кого‑то это абонемент в спортзал, для кого‑то — покупка кофе.

Финансовый консультант Дерек Обер назвал loud budgeting финансовой стратегией, которая позволяет открыто делиться своими финансовыми стремлениями с близкими людьми.

В противовес loud budgeting завирусился еще один тренд — doom spending («бездумные расходы»). Его суть противоположна: он подразумевает импульсивные покупки и излишние траты как форму терапии. Понятие появилось еще в ноябре 2023-го, но недавно вновь попало в заголовки СМИ.

«Когда пожилые люди спрашивают меня, как молодежь покупает себе дорогие вещи, я отвечаю, что мы не можем позволить себе ничего другого. Покупка дома для нас совершенно невозможна. Поэтому вместо этого мы тратим много денег, например, на то, чтобы обеспечить самую прекрасную жизнь нашим питомцам», — прокомментировала тренд финансовая блогерка из Нью-Йорка.

По информации Business Insider, более четверти американцев склонны совершать спонтанные покупки, чтобы справиться со стрессом от повышения цен на продукты и жилье.

Тем, кто падок на излишние траты, эксперты советуют изменить распорядок дня, начать отслеживать расходы на бумаге, удалить приложения маркетплейсов и данные кредиток с сайтов, а также начать пользоваться наличкой, которая, по их словам, психологически воспринимается более ценной.

Еще двумя финансовыми понятиями, о которых вспомнили на фоне популярности «громкой экономии», стали soft planning («мягкое планирование») и cash stuffing («накопление налички»). Первое означает осознанные траты на вещи, которые делают жизнь приятнее, — путешествия и хобби. Адепты такого подхода считают, что копить деньги правильно, но еще лучше — жить в моменте.

Cash stuffing же, по сути, дает новое имя тому, чем люди занимались всегда, — откладывали деньги на разные цели в отдельные конверты. Это может быть что угодно: еда, аренда, одежда, развлечения. При этом тратить на любой из этих пунктов можно не больше, чем есть в конверте.

«Новые тренды, будь они полезными и очевидными, как loud budgeting, или, наоборот, вредными, как doom spending, в первую очередь говорят об одном — зумерам и миллениалам необходимы уроки финансовой грамотности. И не из тиктока», — считает журналист The Guardian.

Расскажите друзьям