На ютуб-канале КипнисОвщина вышло видео, посвященное популярным молодежным журналам нулевых: Cool, Bravo и «Молоток». Матвей Кипнис и Сандро Пантелеев решили поностальгировать и пообщаться с теми, кто делал и читал эти номера. В процессе подготовки проекта Кипнис взял интервью у легенды MTV Тутты Ларсен, главреда Cool Сергея Верейкина и у работавшей в «Молотке» Кати Милькиной.
Вместе с тем авторы мини-фильма провели эксперимент: купили десятки старых выпусков, изучили в них раздел «Знакомства» и отправили ровно сто писем тем, кто двадцать лет назад присылал свои анкеты. Из них откликнулось семь человек — некоторых из них автор проекта пригласил на съемки, чтобы те вспомнили обстоятельства, при которых они высылали свои письма в редакцию.
Такие же воспоминания и у Оксаны — она в 2000 году отправила в журнал короткую заметку, где рассказала, что обожает группу «Король и шут», и за день у нее появлялось по пять-шесть новых друзей по переписке. Причем некоторые подходили к делу серьезно: обжигали края бумаги и писали готическим почерком или сочиняли многостраничные послания. С некоторыми из этих людей Оксана общалась еще долгие годы.
Чаще всего подростки знакомились, чтобы найти друзей с общими увлечениями, но есть и другие, менее благополучные истории: Марина рассказала в видео, что ей пришло письмо из тюрьмы — автор уверял, что попал туда по глупости. Школьница ему поверила и даже пару недель встречалась с ним, когда он вышел на свободу. А потом он украл у ее семьи два мобильных телефона.
Девушка по имени Любовь написала в журнал, когда ей было 10–12 лет. Однако ответ на публикацию пришел не от ее ровесников, а от взрослого мужчины. Он звал девушку гулять и упоминал, что хочет ее обнять. Она испугалась и после этого не смогла заводить друзей по переписке и даже некоторое время оглядывалась, когда шла по улице.
Автор видео рассказал «Афише Daily», почему перечисленные журналы со временем испортились и какие у них были менее модные альтернативы, выходившие чуть раньше.
Режиссер видео
Одно из главных преимуществ этих журналов — в них была линейная система, без вертикали власти. Редакция представляла из себя комьюнити с особой атмосферой, все были на одной волне. Особенно это чувствовалось в «Браво».
В финальный выпуск не вошло, как мы читали журнал «Мы» конца 1980-х — начала 1990-х. Он тоже был молодежным, но выпускался с огромным количеством текста, сейчас его назвали бы литературным. Там тоже был раздел «Знакомства», однако без фотографий, и очень сильно отличается слог тех, кто туда писал, — вот это советское гуманитарное образование еще влияло на подростков в то время. Тут еще может быть элемент цензуры, возможно, письма разные приходили в редакцию, просто не все публиковали. В любом случае в «Мы» были формулировки вроде «Я еще совсем молодая, но уже готова и считаю не зазорным трудиться». Странно даже представить, что в Cool кто‑то писал о том, что хочет трудиться.