Робот в городе: как работают беспилотные доставщики в России и каково им приходится зимой

30 ноября 2023 в 17:11
Фото: «Яндекс»
С наступлением зимы в соцсетях появляются ролики, на которых прохожие помогают застрявшим в снегу роботам. Мы поговорили с пресс-службой «Яндекса» и выяснили, что делать в таких ситуациях и кто и как может заказать беспилотную доставку. А урбанист Аркадий Гершман пояснил, что нужно делать для того, чтобы роботы стали частью повседневности.

«Яндекс» расширяет флот роботов-доставщиков, сообщила пресс-служба компании «Афише Daily»: компания выпустила партию из 50 моделей нового поколения и объявила, что в 2024 году их станет 260 — вдвое больше, чем сейчас. В данный момент основное количество роверов сосредоточено в Москве, в столице их около 100. Еще 20 в Иннополисе, 10 в Мурино Ленинградской области, 5 на «Розе Хутор» и Красной Поляне в Сочи.

Пока беспилотные устройства развозят заказы из «Яндекс Еды» и «Лавки», но компания планирует сдавать роботов в аренду бизнесам — крупным сетям супермаркетов, кофеен и ресторанов быстрого питания. «Мы работаем над тем, чтобы к 2025 году стоимость доставки роботами не превышала цену обычной доставки. Для этого коэффициент загруженности робота должен быть выше 80% — это 12–15 заказов в день», — сообщили в компании и добавили, что 15 роботов достаточно, чтобы покрыть нужды жилого района с населением в 5000 человек. В роверах теперь используется съемная батарея, замена которой занимает не больше минуты, — это значит, что он может работать почти непрерывно весь день.

Как оформить доставку роботом и получить свой заказ?

Если пользователь находится в зоне доставки, где работают роверы (в Москве это Пресненский район, Тверской, Гагаринский, Раменки, Аэропорт, Фили-Давыдково и Хамовники), у него в приложении отобразится соответствующая опция. При оплате нужно выбрать робота-курьера. Его путь к вашему дому, как и в случае с привычным курьером, можно отслеживать на карте. Когда он окажется у входа, к нему нужно спуститься и с помощью кнопки в смартфоне разблокировать замок.

В роверы третьего поколения помещаются заказы до 20 килограмм: например, это могут быть шесть больших пицц и две полуторалитровые бутылки воды или лимонада. В отсеке для еды есть термосумка, поэтому можно заказывать и горячий кофе, и мороженое.

Приспособлены ли роботы-доставщики к погодным условиям?

В пресс-службе «Яндекса» «Афише Daily» сообщили, что компания довольна эксплуатацией роботов, которые «работают при любой погоде и демонстрируют высокую надежность». Конструкция роверов третьего поколения с полным приводом (все шесть колес ведущие) позволяет им лучше справляться с препятствиями на дорогах — забираться на бордюры высотой до десяти сантиметров и ездить по бездорожью. Однако, как и в прошлые годы, в этом ноябре в соцсетях уже появилось несколько видео, на которых видно, как роботы застревают в снегу.

В «Яндексе» утверждают, что осадки не оказывают серьезного влияния на скорость доставки роботами: во время снегопада она «в среднем увеличивается не более чем на 5 минут». Главной сложностью становятся ситуации, когда из‑за перепадов температур снег становится вязким, а под ним образуется корка льда. В таком случае робот подает сигнал технической поддержке, и удаленный оператор помогает ему справиться с ситуацией.

В компании благодарят жителей, которые помогли механизированным доставщикам на заснеженных участках, когда выпало большое количество осадков. «Роботы в основном справляются сами или при помощи оператора и продолжают доставлять заказы даже в непогоду», — добавили там.

Как помочь застрявшему роботу?

Зачастую, видя застрявшего в снегу робота, прохожие пытаются вытащить его на чистую дорогу, чтобы он продолжил доставлять заказ. Мы узнали у «Яндекса», как действовать в таких ситуациях.

«Помогая роботу, убедитесь, что его колеса не заблокированы, и он едет вперед, когда вы его толкаете. Если они не двигаются, подождите немного — возможно, мы уже поняли, что ровер застрял, и разблокируем колеса примерно через полминуты. После этого можно аккуратно подтолкнуть робота или убрать снег из‑под колес, чтобы он мог самостоятельно выехать».
Пресс-служба «Яндекса»

Бывали ли случаи краж заказов или самих роботов?

В корпорации пояснили, что роверы достаточно крепкие, их невозможно просто так открыть — замок разблокируется только после команды со смартфона получателя. А если робот отклонится от заданного маршрута, об этом станет известно удаленному оператору, который сможет подключиться и посмотреть, что происходит. Кроме того, все данные о поездке робота сохраняются, поэтому в случае необходимости можно восстановить полную картину событий.

Унести его тоже непросто — он весит десятки килограмм. Роботы доставили уже больше 300 тысяч заказов, и за это время никто не пытался их украсть или серьезно навредить им.

Как урбанисты оценивают перспективы работы роботов-доставщиков и в чем видят сложности

Аркадий Гершман

Урбанист и автор блога «Город для людей»

Сегодня многие компании пытаются обучить роботов взаимодействовать с городской средой, но в случае с российскими мегаполисами есть несколько системных проблем. В первую очередь это отсутствие универсальной среды, которое бьет не только по роботам, но и по людям. Робот в его текущем виде банально не может перейти Тверскую улицу. И по всем видео, где прохожие помогают роверам, очевидно, что у нас проблемы с уборкой городов.

Все утыкается в то, что российские улицы спроектированы неправильно, многие из них невозможно убирать механизированно, потому что там абы как расставлены столбы, знаки, заборы — обязательно будет что‑то, через что не сможет проехать техника. И это касается не только уборочных машин или колясок маломобильных людей, но и таких роверов. Чтобы наши города с точки зрения дизайна и планирования на ступенечку приблизились к ситуации, когда роботы станут частью повседневности, нужно наконец подумать и сделать эти города по уму. И это будет хорошо не только для беспилотных доставщиков: все родители с колясками, пенсионеры и те, кто ломал ноги на улицах, скажут спасибо.

Безбарьерная среда на самом деле нужна всем. Глупые решения невозможно победить умными технологиями.

И хочется, чтобы эта мысль дошла и до тех, кто проектирует улицы, и до комплекса ЖКХ, который, по сути, очень часто сам себе вредит, плохо убирая улицы. В том ролике, где робот не может проехать по тротуару, видно, что проезжая часть чистая. То есть нужно менять приоритеты уборки.

Расскажите друзьям