История вопроса
Корни стереотипа о тупой блондинке остаются неизученными. В Древнем Риме в блонд красились секс-работницы. В Средневековье грешницу Еву чаще изображали светловолосой, в то же время Деву Марию — брюнеткой. При этом уже в эпоху Возрождения золотистые волосы стали символом чистоты и невинности. Например, большинство героинь картин Сандро Боттичелли — блондинки.
Однако образ светловолосой, красивой, но глупой девушки появился во французской пьесе 1775 года Les Curiosités de la Foire. Прототипом главной героини стала куртизанка Розали Дюте. Она много позировала для художников, в том числе обнаженной. В парижском высшем свете у Дюте была репутация поверхностной девушки, которая делает длинные паузы в разговоре и не отличается большим умом. Исследователи считают Розали Дюте первой известной «тупой блондинкой».
Окончательно стереотип закрепился благодаря Голливуду: его популяризировала актриса Джин Харлоу. В 1931 году она появилась в фильме «Платиновая блондинка», а в 1933-м — во «Взрывоопасной красотке». Прямой наследницей образа стала Мэрилин Монро. Большинство ее ролей — привлекательные, наивные и не самые умные девушки, имеющие большой успех у мужчин.
Исследовательницы кино Аннетт Кун и Сюзанна Редстоун выделили три типажа блондинок в западном кинематографе 40–50-х:
Холодная, или хичкоковская блондинка. На первый взгляд невинная героиня, которой на самом деле есть, что скрывать (Типпи Хедрен в «Марни»).
Секс-бомба. Гиперсексуальная девушка, чей образ балансирует на грани с чем‑то неземным и даже божественным. Нередко героям приходится пройти через испытания, чтобы ее заполучить (Брижитт Бардо в «И Бог создал женщину…»).
Тупая блондинка. Красивая, наивная и глупая девушка, обладающая природной сексуальностью (Мэрилин Монро в «Джентльмены предпочитают блондинок», «В джазе только девушки»).
Все три сценарных шаблона, по мнению экспертов, объективируют и дегуманизируют светлый цвет волос. Кун и Редстоун обратили внимание и на расовый аспект стереотипа в кино. Нередко использовалось противопоставление европейских светловолосых и неевропейских темноволосых героев.
В нулевых представление о типичной блондинке закрепила Пэрис Хилтон. В 2003 году на телевидении стартовало шоу «Простая жизнь», в которой Пэрис и ее подруга Николь Ричи как девушки из высшего общества пробовали себя в роли обычных работяг. Ради комического эффекта девушки эксплуатировали стереотипы о блондинках: говорили высоким и манерным голосом, вели себя экстремально инфантильно и озвучивали глупости. «Что такое WallmartWallmart — одна из самых популярных сетей супермаркетов в США. Wall в названии сети переводится как „стена“.? Что‑то, где продают стены?» — спрашивает в одном из выпусков Пэрис.
Игра Пэрис Хилтон оказалась настолько убедительной, что имидж тупой блондинки преследовал ее еще двадцать лет. Хотя телезвезда годами утверждала в интервью, что манерное поведение и высокий голос — лишь образ и на самом деле она очень умная.
«Блондинка в шоколаде» в российской поп-культуре
Классический образ гламурной блондинки перекочевал на российские экраны с Запада. Та же «Простая жизнь» транслировалась на канале MTV. А в 2006 году на «Муз-ТВ» стартовало реалити «Блондинка в шоколаде» с Ксенией Собчак. Шоу рассказывало о повседневной жизни светской львицы: о ее работе, встречах с другими знаменитостями, быте и вечеринках.
Ксению Собчак стали активно сравнивать с Пэрис Хилтон и ее реалити-шоу. Ассоциация с Хилтон была настолько прочной, что в том же году Собчак озвучила героиню Пэрис в комедии «Pledge This!», которая в русской локализации стала «Блондинкой в шоколаде». Сама Собчак считала, что сравнение с Хилтон «поверхностное», а ее программа — «тонкий стеб» над форматом реалити-шоу.
С конца девяностых в российском инфополе стереотип о блондинке нередко сплетался с образом новых русских и их жен — например, в прозе Оксаны Робски о быте богатых жителей Рублевки. Такая новая русская жена высмеивалась и в скетч-шоу актрисы Анны Ардовой «Одна за всех». Ее героиня, блондинка Энджи, — жена олигарха с накачанными губами и силиконовой грудью. Вместе со своей подругой Крис (Эвелиной Бледанс) они проводят время за шопингом и косметическими процедурами, причитают о том, какие они несчастные, и маются со скуки. По словам Ардовой, она вдохновлялась «силиконовыми» посетительницами элитного фитнес-клуба «с телефонами в стразах».
В российском инфополе стереотип жив до сих пор. Например, глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина в интервью на XII Международном форуме безопасного интернета в 2023 году попросила журналиста говорить почетче, потому что она «все-таки блондинка».
Как медиа разрушают образ тупой блондинки
Некоторые исследования утверждают, что стереотипы о блондинках не такие безобидные, какими могут показаться на первый взгляд. Светловолосые девушки в реальной жизни сталкиваются с дискриминацией и сексизмом и могут испытывать трудности при приеме на работу. От предубеждений страдали и сами блондинки: та же Пэрис Хилтон не раз признавалась, что устала от несерьезного к себе отношения. А Памелу Андерсон почти на каждом интервью спрашивали о ее размере груди и имплантах. «Я всегда надеялась, что буду интересна людям из‑за своей работы, а не из‑за своего тела», — признавалась она.
В 2001 году выходит классическая комедия «Блондинка в законе» с Риз Уизерспун в главной роли. По сюжету Эль Вудс, богатая девушка с Западного побережья, живет беззаботную жизнь и мечтает выйти замуж за своего парня Уорнера. Но молодой человек, поступив в Гарвард, расстается с Эль, потому что рядом с таким успешным юристом «должна быть Джеки, а не МэрилинИмеется в виду предполагаемый роман Джона Кеннеди с Мэрилин Монро. В прессе Мэрилин часто сравнивали с его женой Жаклин.». Героиня решает вернуть Уорнера — и тоже поступает в Гарвард.
На первый взгляд Эль Вудс собрала бинго тупой блондинки: она не обременена заботами, обожает розовый, шопинг, маникюр и свою чихуа-хуа. Калифорнийский внешний вид девушки вызывает насмешки у студентов Гарварда, и никто не относится к ней серьезно. Однако внешность оказывается обманчивой: благодаря упорству и пытливому уму она проявляет себя как талантливый юрист.
Спустя двадцать лет «Блондинка в законе» снова завирусилась в соцсетях благодаря возвращению эстетики бимбо в 2022 году. В прессе нулевых так называли привлекательных и «глупых» девушек из индустрии: Пэрис Хилтон, Бритни Спирс, Линдси Лохан.
Зумеры переосмыслили термин и превратили стереотипный образ блондинки в розовом и стразах в оружие против мизогинии. Например, тикток-блогерка Крисси Хлапецкая в своих роликах прославляет нарочитую сексуальность, «Никаких мыслей, только хорошие вайбы», высокие требования к мужчинам и при этом — радикально левые политические взгляды и феминизм. В видеоэксплейнере «Кто такие бимбо» она отмечает, что выглядит так не для мужчин, а для женщин и для себя.
По мнению журналистки Коллет Граймс, в патриархальных обществах женщины иногда стесняются признаваться, что любят что‑то девчачье. Потому что в таком случае они могут столкнуться с мизогинией и перестанут восприниматься всерьез. Бимбокор — попытка вернуть себе право на женственность без осуждения.
Блонд-бимбо-стереотип иронично обыгрывается и в нашумевшей «Барби» Греты Гервиг. Героиня Марго Робби прекрасно осознает, что она конвенциональная стереотипная Барби. Пока другие куклы строят научную карьеру или даже управляют Барбилендом, она живет по бимбопринципу «Никаких мыслей, только хорошие вайбы». А когда Барби сталкивается с экзистенциальным кризисом и бунтом Кенов, она открывает глубину своего характера и убеждений. И именно стереотипной Барби удается всех спасти.