Интернет-культура

«Барби» в 43 частях: почему зумеры смотрят фильмы и сериалы в тиктоке

28 сентября 2023 в 16:37
Фото: Maskot/Getty Images
Зумеры переизобрели тикток: теперь они используют платформу не только как систему рекомендаций, но и как полноценный стриминг, смотря популярные шоу по отрывкам в тиктоке. Получается, поколение Z не может сконцентрироваться на больших форматах? Не совсем.

Анонимные аккаунты стали массово публиковать целиком популярные телешоу или фильмы в тиктоке, разбивая их на трехминутные отрывки и нумеруя по частям. Так, на платформе уже можно посмотреть «Барби», «Эмили в Париже», «Белый лотос», «Блондинку в законе», «Шопоголика», «Сплетницу» и «Семейство Кардашьян». Формат пользуется спросом: некоторые из таких аккаунтов набирают миллионы подписчиков и просмотров. А их целевая аудитория — это зумеры.

Издание Dazed узнало у молодых юзеров тиктока, почему они отдают предпочтение коротким клипам, а не стриминговым платформам. Выяснилось, что кому‑то действительно сложно сконцентрироваться на долгом фильме, а кому‑то нравится возможность комментировать картину онлайн.

«Мне трудно смотреть новые фильмы целиком. Вероятно, это связано с моей тревожностью. Мне сложно сразу понять, о чем идет речь. Поэтому я предпочитаю смотреть короткие фрагменты из фильма в тиктоке».

«Здорово при просмотре читать забавные комментарии или увидеть мнение, о котором вы раньше не думали».

«Тикток показывает лучшие фрагменты фильма, поэтому мне не приходится смотреть скучные эпизоды».

Похожий опрос провела газета Wall Street Journal. Респонденты отвечали, что смотрят отрывки из шоу в тиктоке, чтобы понять, стоит ли тратить на него время. Кроме того, для некоторых платформа служит системой рекомендаций: алгоритмическая лента сразу показывает новинки, которые могут понравиться пользователю.

Правда ли зумеры не могут сконцентрироваться на большом формате?

В 1990-х американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» описал, как меняется восприятие контента с развитием технологий. Он предложил термин «клиповая культура»: в ней информация ускоряется и сжимается, а образы становятся мозаичными, яркими и визуальными.

Эти изменения ощутил на себе американский публицист Николас Карр: в 2008 году в статье «Гугл делает нас глупее?» он поделился, что теряет способность концентрироваться более чем на двух страницах текста. Так же себя ощущали и его друзья. «Возможно, мы находимся в эпицентре перемен того, как мы читаем и думаем», — писал Карр.

Зумеры — это первое поколение, которое выросло в условиях «клиповой культуры». Они больше, чем миллениалы и иксы, находятся онлайн, а 38% зумеров тратят на соцсети около четырех часов в день. При этом они отдают предпочтение визуальным платформам, которые могут создать ощущение комьюнити — ютубу и тиктоку.

В соцсетях любовь молодежи к коротким видео часто связывают с тем, что они не могут сконцентрироваться на чем‑то более длинном, чем 15-секундный ролик. Однако исследователи считают, что рассеянное внимание зумеров — это миф. По словам профессора публичной политики Королевского колледжа Лондона Бобби Даффи, нет никаких научных данных, что современная молодежь не может концентрироваться на больших форматах. По его мнению, поведение зумеров не сильно отличается от поведения их родителей: листать тиктоки со «Сплетницей» и обзорами на маски для волос — это все равно, что переключать телеканалы.

Дело не в том, что зумеры не могут сфокусироваться на длинной серии или большом видео. Просто людей этого поколения сложнее зацепить.

Молодые пользователи хорошо адаптировались к «клиповой культуре»: они лучше, чем миллениалы, отбирают интересный для себя контент и не хотят тратить время на скучные сериалы и телешоу. Им хватает всего 1,3 секунды, чтобы понять, нравится ли им контент.

Тикток превращается в стриминг не столько из-за рассеянности молодежи, сколько из‑за того, что сама платформа ищет новые способы удерживать пользователей, — даже с нарушением авторских прав. Газета Wall Street Journal выяснила, что если искать «Барби» через строку поиска, то в выдаче будут отображаться только фанатские нарезки и разборы. Однако отрывки из фильма будут постоянно попадаться в разделе «Рекомендации».

Может ли тикток заменить стриминги?

Некоторые платформы уже подстраиваются под новые реалии. Например, стриминг Peacock, чтобы привлечь новую аудиторию, выкладывает в тиктоке выпуски реалити-шоу «Остров любви» и сериал «В ударе» целиком. Такой способ продвижения оказался успешным: отрывок с главным героем «В ударе» набрал 7 миллионов просмотров и привлек новых зрителей шоу.

Бобби Даффи отмечает, что в тиктоке смотрят «Остров любви», «Сплетницу», «Эмили в Париже» или «Семейство Кардашьян». Они не отличаются особой глубиной сюжета и держатся на интересных персонажах. Поэтому просмотр по отрывкам в тиктоке никак не влияет на зрительский опыт. В то же время погрузиться в более сложные драмы типа «Трудностей перевода» по одним фрагментам будет трудно.

Эксперты считают, что тикток не сможет заменить стриминги целиком, — в частности, из‑за того, что отрывки из фильмов публикуются нелегально. Однако тикток и ютуб помогают стримингам оставаться на связи с молодой аудиторией и переманивать их на свои платформы: 23% пользователей тиктока используют его в первую очередь как систему рекомендаций.

Расскажите друзьям