В октябре 2022 года Илон Маск, основатель Tesla и SpaceX, приобрел Twitter за 44 млрд долларов. Вскоре он пришел в штаб-квартиру компании с фаянсовой раковиной, обыгрывая этим жестом фразу «Let that sink in!» — дословно ее можно перевести как «Впустите эту раковину», а созвучный фразеологизм означает «Просто смиритесь с этим».
Было очевидно, что Twitter под руководством Маска ждут серьезные изменения. Еще летом 2022-го на встрече с сотрудниками он говорил, что соцсети нужно «оздоровиться» и «рационализировать численность персонала». А к концу года написал на своей странице: «В ближайшие месяцы Twitter сделает много глупостей. Мы сохраним то, что сработает, и откажемся от неэффективных решений». Вот что из этого вышло.
Массовые увольнения и «хардкорный» стиль работы
После покупки компании Маск первым делом уволил нескольких топ-менеджеров, включая гендиректора, главу юридического отдела, финдиректора и главного юрисконсульта. Он также распустил совет директоров и стал единоличным главой Twitter. Под сокращение попали примерно 50% сотрудников, включая работников отделов коммуникации и модерации контента.
Массовые увольнения произошли внезапно, и официальные уведомления о прекращении сотрудничества были отправлены работникам постфактум. Позже некоторых из уволенных попросили вернуться, так как оказалось, что они выполняли ключевые для сервиса функции. А часть сотрудников и вовсе не могла выяснить, работают ли они до сих пор в компании.
Так, старшему директору по продуктовому дизайну Халли Торлейфссону пришлось обратиться в соцсети лично к Маску: «Уважаемый Илон Маск, 9 дней назад мне, как и еще 200 сотрудникам Twitter, отключили доступ к рабочему компьютеру, — написал он. — Тем не менее ваш глава HR не может точно сказать, продолжаю я работать в компании или нет. Вы также не ответили на мои письма. Возможно, если этот пост наберет достаточное количество ретвитов, вы напишете мне здесь?»
В ответ на твит Маск начал задавать вопросы, как на собеседовании, а в конце диалога сообщил сотруднику, что он все-таки уволен.
Спустя месяц после приобретения компании в обращении к сотрудникам Маск объявил о том, что Twitter может грозить банкротство. Он запретил удаленную работу и призвал готовиться к 80-часовой рабочей неделе и сокращению льгот в офисах. Позже Маск направил сотрудникам письмо с требованием принять «хардкорную» культуру Twitter либо уволиться. Он подчеркнул, что это означает работать много и интенсивно и что только исключительные усилия будут считаться достаточными.
Массовый отток кадров вынудил предпринимателя снять запрет на удаленный формат работы с условием посещать офис раз в месяц. А в штаб-квартире появились спальные места для тех, кто работает допоздна. В результате к апрелю 2023-го, по словам Маска, в Twitter работали 1500 человек против почти 8000 сотрудников до его прихода в компанию.
Рабочая неделя самого предпринимателя после приобретения соцсети также увеличилась с 80 часов до 120 часов. «Никому бы не пожелал испытать подобную боль», — писал миллиардер. Тем не менее, по его словам, три месяца тяжелой работы спасли Twitter от банкротства.
Череда серьезных сбоев
6 марта в соцсети произошел серьезный сбой. У пользователей перестали открываться ссылки: вместо перехода на другие сайты они получали сообщения об ошибке. Также перестали загружаться изображения, отключился доступ к TweetDeck — приложению для профессиональной работы с соцсетью. Пользователи в панике начали делиться твитами о сбое и прилагать к ним скриншоты, которые тоже не загружались.
Ошибка произошла из‑за попыток провести изменения, связанные с закрытием бесплатного доступа к API (программному интерфейсу приложения), который компания анонсировала 1 февраля. В результате возможность работать с соцсетью должны были отключить для сторонних приложений и исследователей.
Но из‑за массовых сокращений и увольнений над проектом остался работать лишь один инженер, пишет The Verge. «Совершив ошибочное изменение, он буквально сломал API», — говорят в комментарии изданию сотрудники компании. Они добавляют, что сбой вывел из строя еще и большинство внутренних инструментов. «[В корпоративном чате] разработчики описывали ситуацию различными вариантами слова „дерьмо“ и фразы „твиттер сломался — вот прям целиком“», — добавляет издание.
23 января пользователи Android не могли постить и загружать новые твиты.
8 февраля пользователи не могли постить, потому что получали ошибочное сообщение о том, что превысили лимит публикаций.
15 февраля Twitter не загружался.
18 февраля перестали отображаться реплаи.
1 марта перестала корректно работать лента.
Свобода слова — не для всех
Илон Маск еще до сделки критиковал руководство Twitter за цензуру. После приобретения компании он поручил создать совет для модерации контента, в который войдут люди с разными точками зрения. Кроме того, Маск планировал отменить пожизненные блокировки в соцсети и провел опрос о восстановлении страницы Дональда Трампа. После того, как 51% высказались «за», его аккаунт был активирован.
Но в то же время соцсеть заблокировала бота ElonJet, отслеживающего полеты Маска по открытым данным, а также аккаунты журналистов The New York Times, CNN и других американских СМИ, которые писали об изменениях, проводимых предпринимателем в компании. Многие из них упоминали в своих твитах конкурента Twitter, платформу Mastodon (аккаунт которой тоже был заблокирован), и бота ElonJet. Позже бан последнего объяснили тем, что в соцсети действует запрет на обмен информацией о местоположении в реальном времени. А Маск пообещал разблокировать аккаунты журналистов после опроса подписчиков.
Ставка на подписку
В 2021 году реклама приносила Twitter почти 90% дохода. Резкие изменения, намеченные Маском, встревожили рекламодателей, которые стали отказываться от контрактов, среди них — Volkswagen, General Motors, Audi и Pfizer. Падение рекламных доходов новый руководитель решил компенсировать введением платной подписки. Маск планирует, что она будет приносить примерно половину дохода соцсети.
Обновленная подписка Twitter Blue стоит 8 долларов в месяц для веб-версии и 11 долларов для приложения на iOS. Ее обладатели могут писать длинные твиты, редактировать их, загружать видео в высоком разрешении и верифицировать свои аккаунты. Пользователи, у которых «была галочка» до нововведения, потеряли ее и также лишились возможности использовать двухфакторную аутентификацию.
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/e4/fe48e6f778a8945cfe5fb08f7caf6644.jpg)
Желтую галочку получают корпоративные аккаунты
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/80/480f5a3e5c85c44fb3c92a86162f1009.jpg)
Серую галочку получают страницы государственных организаций
Кроме того, единую для всех подтвержденных аккаунтов синюю галочку дополнили значки разного цвета. Теперь желтые галочки обозначают корпоративные аккаунты, серые — профили государственных организаций. Компании также могут добавить свое лого в шапку сотрудника и таким образом подтвердить место его работы.
Маск также планирует запустить в соцсети систему монетизации для пользователей: авторы будут получать выплаты за рекламу, которая появляется в их тредах, за вычетом комиссий AppStore и Google Play и платежных систем.
Обновленный дизайн
Одним из самых заметных изменений стал редизайн ленты. Маск решил разделить единый таймлайн на два. «Для вас» — лента, собранная автоматически по предпочтениям пользователя, как в тиктоке, и «Вы читаете», где отображаются твиты людей из подписок.
На первую ленту повлияли изменения в рекомендательном алгоритме: теперь там появляется все больше публикаций от людей, на которых пользователь не подписан, связанных с темами, которые он обычно не читает. Кроме того, в феврале пользователи заметили, что их алгоритмическую ленту заполнили твиты самого Маска.
На протяжении всей истории твиттера основными метриками публикаций оставались число лайков, ретвитов и реплаев. Маск же решил расширить количество показателей. Теперь под каждым твитом можно увидеть число просмотров и сохранений.
Как пользователи отреагировали на изменения
Нововведения Маска в основном вызывают негативные реакции как у рекламодателей и сотрудников Twitter, так и у самих пользователей соцсети. Больше всего критики вызвало решение отказаться от прежних правил верификации и раздавать галочки всем, кто приобрел платную подписку. NYT отмечает, что отметки для подлинных аккаунтов ввели в 2009 году, когда баскетбольный тренер Тони ла Русса подал на компанию в суд из‑за фейковых пользователей, которые выдавали себя за него. С тех пор галочки помогали выявить настоящие страницы знаменитостей, медиа и государственных органов, а также быстро решить, какой информации можно доверять в случае кризисной ситуации: например, отслеживать новости о землетрясениях и лесных пожарах.
Теперь же верификацию может получить любой желающий. «Логика Twitter „Раз люди платят за верификацию, значит, их аккаунты подлинные“ настолько дикая, что даже не знаю, как это прокомментировать», — сказал изданию Джош Борман, автор юмористического твиттера, который ведут от лица мэра Нью-Йорка.
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/ed/fedd596e2725bb1054e0d15338353af5.jpg)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/bd/5bdcb85066c3aaddaae7add15f2ae1a8.jpg)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/0/57/057dbc378b6bee3a9f5b828ed5998f38.jpg)
Твит Илона Маска: «CBC заявил, что они получают меньше 70% финансирования от государства. Так что мы поправили пометку»
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/c3/5c37b1c81e571aeabfd3597669661a99.jpg)
Обновленный дизайн соцсети критикуют и сами сотрудники. «Мы знаем, что вы его ненавидите, — написала дизайнерка Андреа Конвей. — Мы тоже его ненавидим. Просто стараемся сделать так, чтобы он был менее отстойным». Она добавила, что если Twitter продолжит меняться в том же ключе, им станет невозможно пользоваться.
Возможность писать длинные твиты получила противоположные отзывы в российском сегменте соцсети. Одни пользователи радуются нововведению, другие говорят, что будут игнорировать такие публикации и предлагают любителям длинных постов вернуться в фейсбук*.
Больше всего опасений у русскоязычных пользователей вызывало сообщение Маска о том, что с 15 апреля в ленте «Для вас» перестанут показывать твиты от неверифицированных аккаунтов. Пользователи даже призывали перестать заходить в соцсеть в этот день в знак протеста. Однако изменения так и не вступили в силу.
* Facebook принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.