Интернет-культура

«Хардкорная» рабочая культура и галочки для всех: как Илон Маск изменил Twitter

28 апреля 2023 в 20:43
Фото: Elon Musk/Twitter
Полгода назад Илон Маск приобрел Twitter и сразу же начал с серьезных изменений. Предприниматель уволил половину сотрудников, стал раздавать галочки за подписку и обновил алгоритмы рекомендаций. Рассказываем, что изменили в соцсети и почему нововведения критикуют как сами сотрудники компании, так и пользователи.

В октябре 2022 года Илон Маск, основатель Tesla и SpaceX, приобрел Twitter за 44 млрд долларов. Вскоре он пришел в штаб-квартиру компании с фаянсовой раковиной, обыгрывая этим жестом фразу «Let that sink in!» — дословно ее можно перевести как «Впустите эту раковину», а созвучный фразеологизм означает «Просто смиритесь с этим».

Было очевидно, что Twitter под руководством Маска ждут серьезные изменения. Еще летом 2022-го на встрече с сотрудниками он говорил, что соцсети нужно «оздоровиться» и «рационализировать численность персонала». А к концу года написал на своей странице: «В ближайшие месяцы Twitter сделает много глупостей. Мы сохраним то, что сработает, и откажемся от неэффективных решений». Вот что из этого вышло.

Массовые увольнения и «хардкорный» стиль работы

После покупки компании Маск первым делом уволил нескольких топ-менеджеров, включая гендиректора, главу юридического отдела, финдиректора и главного юрисконсульта. Он также распустил совет директоров и стал единоличным главой Twitter. Под сокращение попали примерно 50% сотрудников, включая работников отделов коммуникации и модерации контента.

Массовые увольнения произошли внезапно, и официальные уведомления о прекращении сотрудничества были отправлены работникам постфактум. Позже некоторых из уволенных попросили вернуться, так как оказалось, что они выполняли ключевые для сервиса функции. А часть сотрудников и вовсе не могла выяснить, работают ли они до сих пор в компании.

«Уважаемый Илон Маск, 9 дней назад мне, как и еще 200 сотрудникам Twitter, отключили доступ к рабочему компьютеру. Тем не менее ваш глава HR не может точно сказать, продолжаю я работать в компании или нет. Вы также не ответили на мои письма. Возможно, если этот пост наберет достаточное количество ретвитов, вы напишете мне здесь?»

Так, старшему директору по продуктовому дизайну Халли Торлейфссону пришлось обратиться в соцсети лично к Маску: «Уважаемый Илон Маск, 9 дней назад мне, как и еще 200 сотрудникам Twitter, отключили доступ к рабочему компьютеру, — написал он. — Тем не менее ваш глава HR не может точно сказать, продолжаю я работать в компании или нет. Вы также не ответили на мои письма. Возможно, если этот пост наберет достаточное количество ретвитов, вы напишете мне здесь?»

В ответ на твит Маск начал задавать вопросы, как на собеседовании, а в конце диалога сообщил сотруднику, что он все-таки уволен.

Спустя месяц после приобретения компании в обращении к сотрудникам Маск объявил о том, что Twitter может грозить банкротство. Он запретил удаленную работу и призвал готовиться к 80-часовой рабочей неделе и сокращению льгот в офисах. Позже Маск направил сотрудникам письмо с требованием принять «хардкорную» культуру Twitter либо уволиться. Он подчеркнул, что это означает работать много и интенсивно и что только исключительные усилия будут считаться достаточными.

Массовый отток кадров вынудил предпринимателя снять запрет на удаленный формат работы с условием посещать офис раз в месяц. А в штаб-квартире появились спальные места для тех, кто работает допоздна. В результате к апрелю 2023-го, по словам Маска, в Twitter работали 1500 человек против почти 8000 сотрудников до его прихода в компанию.

Рабочая неделя самого предпринимателя после приобретения соцсети также увеличилась с 80 часов до 120 часов. «Никому бы не пожелал испытать подобную боль», — писал миллиардер. Тем не менее, по его словам, три месяца тяжелой работы спасли Twitter от банкротства.

Череда серьезных сбоев

6 марта в соцсети произошел серьезный сбой. У пользователей перестали открываться ссылки: вместо перехода на другие сайты они получали сообщения об ошибке. Также перестали загружаться изображения, отключился доступ к TweetDeck — приложению для профессиональной работы с соцсетью. Пользователи в панике начали делиться твитами о сбое и прилагать к ним скриншоты, которые тоже не загружались.

Ошибка произошла из‑за попыток провести изменения, связанные с закрытием бесплатного доступа к API (программному интерфейсу приложения), который компания анонсировала 1 февраля. В результате возможность работать с соцсетью должны были отключить для сторонних приложений и исследователей.

Но из‑за массовых сокращений и увольнений над проектом остался работать лишь один инженер, пишет The Verge. «Совершив ошибочное изменение, он буквально сломал API», — говорят в комментарии изданию сотрудники компании. Они добавляют, что сбой вывел из строя еще и большинство внутренних инструментов. «[В корпоративном чате] разработчики описывали ситуацию различными вариантами слова „дерьмо“ и фразы „твиттер сломался — вот прям целиком“», — добавляет издание.

Мартовский сбой стал как минимум шестым за 2023 год:

23 января пользователи Android не могли постить и загружать новые твиты.

8 февраля пользователи не могли постить, потому что получали ошибочное сообщение о том, что превысили лимит публикаций.

15 февраля Twitter не загружался.

18 февраля перестали отображаться реплаи.

1 марта перестала корректно работать лента.

Свобода слова — не для всех

Илон Маск еще до сделки критиковал руководство Twitter за цензуру. После приобретения компании он поручил создать совет для модерации контента, в который войдут люди с разными точками зрения. Кроме того, Маск планировал отменить пожизненные блокировки в соцсети и провел опрос о восстановлении страницы Дональда Трампа. После того, как 51% высказались «за», его аккаунт был активирован.

Но в то же время соцсеть заблокировала бота ElonJet, отслеживающего полеты Маска по открытым данным, а также аккаунты журналистов The New York Times, CNN и других американских СМИ, которые писали об изменениях, проводимых предпринимателем в компании. Многие из них упоминали в своих твитах конкурента Twitter, платформу Mastodon (аккаунт которой тоже был заблокирован), и бота ElonJet. Позже бан последнего объяснили тем, что в соцсети действует запрет на обмен информацией о местоположении в реальном времени. А Маск пообещал разблокировать аккаунты журналистов после опроса подписчиков.

Ставка на подписку

В 2021 году реклама приносила Twitter почти 90% дохода. Резкие изменения, намеченные Маском, встревожили рекламодателей, которые стали отказываться от контрактов, среди них — Volkswagen, General Motors, Audi и Pfizer. Падение рекламных доходов новый руководитель решил компенсировать введением платной подписки. Маск планирует, что она будет приносить примерно половину дохода соцсети.

Обновленная подписка Twitter Blue стоит 8 долларов в месяц для веб-версии и 11 долларов для приложения на iOS. Ее обладатели могут писать длинные твиты, редактировать их, загружать видео в высоком разрешении и верифицировать свои аккаунты. Пользователи, у которых «была галочка» до нововведения, потеряли ее и также лишились возможности использовать двухфакторную аутентификацию.

Кроме того, единую для всех подтвержденных аккаунтов синюю галочку дополнили значки разного цвета. Теперь желтые галочки обозначают корпоративные аккаунты, серые — профили государственных организаций. Компании также могут добавить свое лого в шапку сотрудника и таким образом подтвердить место его работы.

Маск также планирует запустить в соцсети систему монетизации для пользователей: авторы будут получать выплаты за рекламу, которая появляется в их тредах, за вычетом комиссий AppStore и Google Play и платежных систем.

Обновленный дизайн

Одним из самых заметных изменений стал редизайн ленты. Маск решил разделить единый таймлайн на два. «Для вас» — лента, собранная автоматически по предпочтениям пользователя, как в тиктоке, и «Вы читаете», где отображаются твиты людей из подписок.

На первую ленту повлияли изменения в рекомендательном алгоритме: теперь там появляется все больше публикаций от людей, на которых пользователь не подписан, связанных с темами, которые он обычно не читает. Кроме того, в феврале пользователи заметили, что их алгоритмическую ленту заполнили твиты самого Маска.

Так теперь выглядят метрики под публикацией: отображаются число просмотров, лайков, ретвитов, цитат и закладок

На протяжении всей истории твиттера основными метриками публикаций оставались число лайков, ретвитов и реплаев. Маск же решил расширить количество показателей. Теперь под каждым твитом можно увидеть число просмотров и сохранений.

Как пользователи отреагировали на изменения

Нововведения Маска в основном вызывают негативные реакции как у рекламодателей и сотрудников Twitter, так и у самих пользователей соцсети. Больше всего критики вызвало решение отказаться от прежних правил верификации и раздавать галочки всем, кто приобрел платную подписку. NYT отмечает, что отметки для подлинных аккаунтов ввели в 2009 году, когда баскетбольный тренер Тони ла Русса подал на компанию в суд из‑за фейковых пользователей, которые выдавали себя за него. С тех пор галочки помогали выявить настоящие страницы знаменитостей, медиа и государственных органов, а также быстро решить, какой информации можно доверять в случае кризисной ситуации: например, отслеживать новости о землетрясениях и лесных пожарах.

Теперь же верификацию может получить любой желающий. «Логика Twitter „Раз люди платят за верификацию, значит, их аккаунты подлинные“ настолько дикая, что даже не знаю, как это прокомментировать», — сказал изданию Джош Борман, автор юмористического твиттера, который ведут от лица мэра Нью-Йорка.

Обновленный дизайн соцсети критикуют и сами сотрудники. «Мы знаем, что вы его ненавидите, — написала дизайнерка Андреа Конвей. — Мы тоже его ненавидим. Просто стараемся сделать так, чтобы он был менее отстойным». Она добавила, что если Twitter продолжит меняться в том же ключе, им станет невозможно пользоваться.

Возможность писать длинные твиты получила противоположные отзывы в российском сегменте соцсети. Одни пользователи радуются нововведению, другие говорят, что будут игнорировать такие публикации и предлагают любителям длинных постов вернуться в фейсбук*.

Больше всего опасений у русскоязычных пользователей вызывало сообщение Маска о том, что с 15 апреля в ленте «Для вас» перестанут показывать твиты от неверифицированных аккаунтов. Пользователи даже призывали перестать заходить в соцсеть в этот день в знак протеста. Однако изменения так и не вступили в силу.

* Facebook принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.

Расскажите друзьям