В современных российских медиа нередко говорят о глобальных заговорах. Например, некоторые телеканалы (ТВ-3, «Домашний», «Рен ТВ», НТВ) на регулярной основе показывают развлекательный контент, связанный с конспирологией — пришельцами, тайнами истории, экстрасенсами. Может показаться, что такие программы — лишь безобидная забава, однако ученые уверены, что широкое распространение конспирологии и лженауки на федеральном ТВ может угрожать перспективам науки настоящей.
Так считает исследователь истории науки и космонавтики Антон Первушин, который однажды решил поучаствовать в съемках на «Рен ТВ». Сначала его реплики, исказив, использовали в фильме «Апокалипсис. Луна» о том, как американцы встретили на спутнике инопланетян. «Я всегда был против теории „лунного заговора“. Но мои слова вырвали из контекста и вставили в фильм так, что получалось, будто бы я в некотором смысле поддерживаю конспирологические идеи», — рассказывал исследователь впоследствии. Несмотря на то что Первушин снимался только для одной программы, отрывки из его интервью затем попали в передачу Игоря Прокопенко «Как американцы Луну украли», а позже перекочевали в его книгу, написанную по мотивам телепрограмм. В 2018 году Первушин подал в суд на телеведущего за нарушение авторских прав, но проиграл.
Вопросы вызывает и профессионализм журналистов, работающих над данными передачами. Всеми документальными проектами телеканала с 2006 года руководит Прокопенко, он обладатель семи премий ТЭФИ, в том числе за документальный фильм о теории плоской Земли в номинации «Просветительская программа», и также лауреат антипремии «Почетный академик ВРАЛ» за вклад в лженауку. Прокопенко возглавляет телестудию «Формат ТВ», которая выпускает для «Рен ТВ» передачи «Военная тайна», «Территория заблуждений», «Самые шокирующие гипотезы» и другие.
В интервью «Ленте.ру» он называет свои документальные фильмы «самыми достоверными из научно-популярных программ», которые предоставляют площадку всем экспертам и «идут дальше и глубже официальной науки». Он также признается, что не любит слово «лженаучные». «Николай Коперник тоже считался когда‑то лжеученым. Вообще, мир науки не настолько параллелен и перпендикулярен, как нам иногда кажется», — поясняет Прокопенко и добавляет, что всегда старается представить «весь спектр гипотез» по теме.
Однако в спектре гипотез, представленных на «Рен ТВ», как правило, оказываются только самые дикие. Слова экспертов, которые дают им объяснение в рамках классической науки, в лучшем случае вовсе не попадают в эфир. В январе 2017 года редактор научно-просветительского портала «Антропогенез.ру» Александр Соколов давал интервью для фильма под техническим названием «Эволюция» — как и в случае Первушина, для «Территории заблуждений».
В беседе речь шла о родопском черепе — находке из Болгарии: кости якобы имеют внеземное происхождение. Соколов утверждал, что ничего особенного в этом нет и череп на самом деле принадлежит корове, задавал журналистке уточняющие вопросы о находке, на которые та не могла ответить. В конце он спросил, не будут ли его слова искажены. Журналистка ответила: «Есть категория людей, которые поддерживают наши идеи. А вы их не поддержали, поэтому мы их и не вставим. Зачем же приходить, чтобы опровергать все слова?» Запись действительно не попала в финальную версию программы, зато Соколов, который вел свою съемку, опубликовал на ютьюбе фильм «Анатомия „Рен ТВ“. Территория мракобесия?».
О намеренном отборе самых шокирующих тем для передач анонимно рассказал и продюсер «Рен ТВ» в интервью «Русскому репортеру».
С поиском подходящих «экспертов» на удивление тоже нет проблем. По его словам, некоторые «исследователи» готовы платить посредникам 60–100 тыс. рублей, чтобы сняться в передаче. Сложнее оказывается с людьми науки, которые, как правило, не хотят идти на «Рен». Тогда продюсерам приходится говорить, что они лишь занимаются продакшеном и не знают, на каком канале выйдет передача.
На момент написания материала «Рен ТВ», зрители которого и так знают, что Земля плоская, занимает седьмое место по среднесуточному рейтингу среди российских телеканалов (по данным Mediascope).
Как теории заговора завоевывали медиа в современной России
Масштабное исследование конспирологии в российских СМИ было проведено лишь в 2017 году компанией «Медиалогия», занимающейся аналитикой медиа, и изданием «Ведомости». Оно показало, что на протяжении 2010-х годов количество публикаций о теориях заговора увеличилось в 6–9 раз. «По сути, они стали легитимной моделью объяснения аудитории всего непонятного и враждебного — от СПИДа до антироссийских санкций», — пишет газета.
В исследовании рассмотрели 36 теорий, упоминания о которых проверили по базе из 43 тыс. телеканалов, радиостанций, печатных изданий и онлайн-СМИ в период с 1 января 2011 по 31 декабря 2017 года.
Абсолютным лидером рейтинга стал «заговор историков против России», о котором рассказали в 60 844 сообщениях. Конспирология объединяет сюжеты об умышленном «искажении» российской истории, сделанном, чтобы преуменьшить величие России. Упоминания разных версий этой теории делят на три группы. 80% сообщений составляют заявления первых лиц страны и их приближенных, которые во всем винят либо абстрактную группу «плохих» историков, либо недружественные политические силы. Волны публикаций в разные годы вызывали заявления Владимира Путина, Владимира Мединского, Валентины Матвиенко, Никиты Михалкова, Ольги Васильевой, Марии Захаровой. Вторая группа — обвинения в адрес конкретных лиц, в основном Марка Солонина и Виктора Суворова. В самую малочисленную группу упоминаний входят обвинения от историков, выступающих против политизации истории.
В топе рейтинга также оказались теория о существовании тайного мирового правительства, отрицание ВИЧ и СПИД, конспирология о вреде ГМО, о котором «на самом деле умалчивают», теория о рептилоидах, «лунный заговор», скрываемая опасность прививок.
В то время как популярность глобальных конспирологий, согласно исследованию, росла последовательно, интерес к российским теориям, как правило, просыпался лишь когда о них говорили медийные спикеры. Например, пик упоминаний о том, что «Навальный — агент Кремля», пришелся на 2013 год и совпал с соответствующим вопросом Владимиру Путину на Селигере. Такая же картина, как утверждают «Ведомости», наблюдается в графике упоминаний «заговора историков», теорий о «голубом лобби», «заговора против РПЦ» и «ритуального убийства Николая II».
Конспирология в СМИ и в общественном сознании
Рост популярности конспирологических теорий можно объяснить высоким уровнем недоверия граждан к политическим институтам в России. За период исследования «Медиалогии», с 2011 по 2017 год, по данным «Левада-центра»*, процент доверяющих правительству, Госдуме и Совфеду то рос, то падал примерно в пределах 15–35%.
При этом доверие к самим СМИ за эти годы выросло незначительно: на фоне интернет-изданий, газет, радио, которым стабильно верят меньше 40% опрошенных, выделяется лишь телевидение. Его показатели упали с 94% в августе 2009 года до 85% в марте 2018-го и продолжают медленное снижение. Этим можно объяснить то, что популярные в СМИ заговоры не всегда находят отклик у граждан. Например, в опросах населения не фигурирует теория о том, был ли Виктор Цой агентом ЦРУ, хотя в рейтинге «Медиалогии» она заняла 20-е место. Кроме того, в теорию о вреде ГМО верят больше опрошенных (79% в 2018 году, по данным ВЦИОМ), чем в «заговор историков» (66%). 57% поддерживают версию о «лунном заговоре». Однако в топе СМИ первая и третья теории существенно отстают от исторической конспирологии.
Да и под «заговором историков», как считает филолог и историк Дмитрий Панченко из СПбГУ, СМИ и граждане понимают разные теории: «Массовая популярность идеи действительно существует, но она в большей степени связана с альтернативной наукой и до сих пор популярной „новой хронологией“ Фоменко».
* «Левада-центр» внесен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента.