Как поселить гиперреалистичного моржа в цифровом кубе — рассказывает студия Radugadesign

5 июля 2022 в 15:05
Фото: Radugadesign
Одним из самых запоминающихся на ПМЭФ-2022 стал стенд «Погружение в Арктику» — из ледяной воды на зрителей будто бы выплывал морж. Для студии Radugadesign это не первый проект с эффектом 3D. В той же технике была выполнена и инсталляция с конвейером по производству лапши в центре Пекина. Выяснили, как создаются такие гиперреалистичные проекты.
Виталий Юртаев

Креативный директор студии Radugadesign

Об идее проекта

Большинство из нас видели Арктику только в документальных фильмах и на фотографиях. Это привычная среда обитания для тысяч существ, но для человека она остается незнакомым, загадочным и даже опасным миром. Именно это мы и хотели передать в инсталляции: ощущения от нахождения в бескрайнем ледяном поле, где навстречу из воды вдруг выбирается морж, а под водой виднеется силуэт 20-метрового кита.

В нашем проекте Арктика — незнакомая планета, которую населяют невероятные и странные животные, а вода становится идеальной, почти разумной субстанцией. Инсталляция «Погружение в Арктику» — художественное высказывание о хрупкости и силе природы, а также ответственности человека за ее сохранность.

Похожие 3D-проекты мы создавали и раньше — не только в России, но и за рубежом, но эта инсталляция произвела особое впечатление. Видимо, потому что у людей сейчас есть острый запрос на прекрасное.

О создании инсталляции

Весь процесс работы над проектом занял 11 месяцев. Сначала вместе с командой «Газпром нефти» определяли главных героев инсталляции: животные или полярники, нефтедобывающая техника или даже пронизывающий арктический ветер. Затем, остановившись на животных и абстрактных образах вроде воды, выбирали вид и создавали концепт-модели. После чего приступали к проработке внешнего облика — и так вплоть до мельчайших деталей вроде траектории движения усов моржа.

В процессе была задействована большая команда как со стороны Radugadesign, так и со стороны «Газпром нефти»: аккаунт-менеджер, продюсер, креативный директор, арт-директор, художники и другие специалисты. У каждого 3D-художника был свой фронт работы: кто‑то отвечал за симуляцию, кто‑то прорисовывал позвонки животных и их кожный покров, а кто‑то создавал эффект ледяной корки, покрывающей куб. Мы проводили консультации с экспертами-учеными на разных этапах производства (и моделинга, и анимации), а они, в свою очередь, давали правки и комментарии по внешнему виду и движениям животных.

Для инсталляции мы создали образы моржа, нарвала и кита. Но непосредственно взаимодействовал со зрителем только морж: другие животные были представлены более образно, в виде проплывающих мимо теней.

Нам много раз задавали вопрос: что за съемка лежит в основе инсталляции? На самом деле никакой съемки нет, весь контент (каждый цикл длился 8 минут) мы создавали с нуля. Кстати, изображения на противоположных гранях куба совпадают. Таким образом, пока человек обходит инсталляцию, анимация продолжается, и он видит уже ее продолжение. За счет этого складывается ощущение единого пространства внутри куба.

О трехмерном эффекте Naked Eye

С технической стороны всех интересует Naked Eye — эффект, за счет которого возникает иллюзия трехмерности и глубины. На самом деле это всего лишь метод создания CG-контента, который работает по законам любой оптической иллюзии: если смотришь на объект с нужной точки, он выглядит объемным. Однако вау-эффект достигается, только если контент создан и рассчитан для конкретного сетапа — в нашем случае это был куб со стороной 12 метров с разрешением экранов 21 888×2880 пикселей. Гостей стенда особенно впечатлил момент, когда морж как будто выплывал сквозь одно из ребер куба. Вот как это работает.

Сначала в программе для 3D-моделирования мы создаем куб и вписываем в него модель моржа. При этом сетап в виртуальном пространстве в точности повторяет реальный — все пропорции инсталляции, ее окружения и зрителей сохраняются. Затем, выстраивая виртуальную камеру под уровень взгляда человека среднего роста, мы определяем, с какой точки анимация будет выглядеть для зрителя наиболее реалистично и объемно. После этого просчитываем анимацию и запускаем ее на экранах реального куба. Так с нужного ракурса у зрителей выстраивается правильная перспектива — точно такая же, как у нас в виртуальном варианте.

О том, что находится внутри куба

Не все знают, что на одной из граней куба находился «портал» внутрь, через который гости стенда «Газпром нефти» попадали в полноценное двухэтажное пространство со всем необходимым для работы и даже двумя безалкогольными барами. Учитывая направленность мероприятия, было важно, чтобы инсталляция была функциональной и удобной.

Расскажите друзьям