Оконная эволюция: как менялись операционные системы Windows

Оконная эволюция: как
менялись операционные
системы Windows

С начала массового использования компьютеров и по сей день именно операционная система становится окном в цифровой мир. С ростом технологических возможностей уходили в прошлое игры с изначально непривычным управлением мышкой. На смену им пришли виджеты и голосовой помощник. По случаю выхода Windows 11 вспоминаем, как система изменилась за 36 лет.

Текст: Надежда Афанасьева

1985

# Первые «окна» и игры как обучение
новой ОС

Первая версия операционной системы Windows 1.0 появилась 20 декабря 1985 года. «Чтобы понять, почему она называлась именно так, вы должны узнать, что у нас был отличный план по брендингу. На самом деле нам очень повезло, что мы были далеко не первыми, кто представил систему с GUI — графическим интерфейсом (альтернатива текстовому интерфейсу, где пользователь печатает команду и получает результат. — Прим. ред.), — рассказывает в своем блоге сотрудник Microsoft и автор названия ОС Роуленд Хэнсон. — Мы смогли проанализировать, как их описывали лидеры мнений. Чаще всего они говорили об «оконной системе» рабочего стола. Поэтому у нас не было иного варианта, кроме как назвать нашу систему Windows («Окна»)».

Изначально Microsoft собирался представить ОС с возможностью открывать одни окна поверх других, но реализовать опцию в первом поколении не удалось. В итоге программы можно было лишь стыковать друг с другом, как в тетрисе, а поверх них появлялись только диалоговые окна.

Чаще всего они говорили об «оконной системе» рабочего стола. Поэтому у нас не было иного варианта, кроме как назвать нашу систему Windows («Окна»).

Роуленд Хэнсон

Сотрудник Microsoft, автор названия OC

Тогда же пользователи впервые познакомились со ставшим культовым и существующим до сих пор графическим редактором Microsoft — Windows Paint, а также текстовым процессором Microsoft Write. До функционала Word ему было далеко, но возможности простого форматирования, в отличие от представленного в той же системе «Блокнота», уже были доступны. Владельцы компьютеров также могли воспользоваться календарем с напоминаниями, часами и панелью управления.

Начиная с Windows 1.0, Microsoft стал выпускать простые, но завоевавшие невероятную популярность игры, в которых убивало время не одно поколение пользователей. Первой из них была Reversi — стратегия, схожая с шахматами или шашками, где нужно было, соблюдая ряд правил, успеть пометить своим цветом больше клеточек раньше, чем это сделает противник (в этой роли выступал сам компьютер). Игра была известна высоким уровнем сложности, возможность попросить подсказку появилась лишь в более поздних версиях.

Однако цель ее создания была вовсе не в том, чтобы развеселить заскучавших пользователей. Так как новая операционная система во многом управлялась с помощью мыши, что не было распространенной практикой в 80-е, разработчики создали игру, которая бы помогла научиться работать с мышью, кликая на объекты.

Windows 1.01 Paint

Windows 1.01 Reversi

via GIPHY

Пасьянс «Косынка»

via GIPHY

Игра «Сапер»

1987

Word и Excel для работы, «Косынка»
и «Сапер» для отдыха

В вышедшей в декабре 1987 года Windows 2.0 наконец появилась возможность открывать одни окна поверх других, а также увеличивать их и уменьшать, а не только сворачивать. Кроме того, именно в этом поколении впервые была представлена программа для работы с электронными таблицами Excel.

А незадолго до релиза Windows 3.0 в 1990 году для операционной системы наконец вышел текстовый редактор Word, который, в отличие от конкурентов, мог отображать курсив, полужирный и подчеркнутый текст, позволял работать над несколькими документами одновременно и восстанавливать недавно удаленный текст. Первые версии программы были выпущены еще в 1983 году, их продавали на дисках в комплекте с мышью, а демо шла в комплекте к ноябрьскому выпуску журнала PC World. Они были гораздо менее популярны, чем конкурирующие продукты, например WordPerfect. Но разработчики последнего вовремя не выпустили версию для Windows и из-за этого потеряли лидирующие позиции.

А ведь к тому времени третье поколение операционной системы Microsoft начали предустанавливать на новые компьютеры. Она стала завоевывать широкую популярность и восприниматься как конкурент операционных систем Macintosh от Apple и Amiga от компании Commodore.

Windows 3.0 поддерживала 256 цветов, что делало ее более похожей на современные ОС. Помимо других программ в ней впервые появилась еще одна ставшая любимой игра — пасьянс «Косынка». На этот раз она должна была не только научить обращаться с мышкой, но и, по словам представителей Microsoft, успокоить новичков, впервые оказавшихся за компьютером с новой операционной системой.

Версия 3.1 стала первой в серии Windows, которую продавали в том числе и на дисках. При установке на компьютер она занимала всего 10–15 Мб. Ее пользователи впервые смогли объединить несколько ПК в интранет, а также получили новый таймкиллер — игру «Сапер».

1995

# Друзья Windows

В 1995 году Microsoft представил поколение Windows 95 с кнопкой и меню «Пуск». Релизу предшествовала масштабная рекламная кампания с песней The Rolling Stones «Start Me Up», за права на использование которой Билл Гейтс заплатил баснословные по тем временам деньги — по данным разных источников, от 3 до 14 млн долларов. В промо также поучаствовали восходящие звезды сериала «Друзья» Дженнифер Энистон и Мэттью Перри, которые записали для Microsoft «киберситком».

Новые пользователи получили возможность не только загружать фото своих котов, как показано в ситкоме, но и заходить в интернет через браузер Internet Explorer. В более поздних версиях его стали устанавливать по умолчанию.

Windows 98 дополнила операционную систему встроенными драйверами для популярных USB-устройств, благодаря чему они стали набирать популярность. Ведь теперь к компьютеру можно было без лишних усилий подключить разнообразные мыши, клавиатуры, джойстики. Также в Internet Explorer появились навигационные кнопки «Вперед» и «Назад» и адресная строка.

via GIPHY

Windows 95

via GIPHY

Браузер Internet Explorer

2000

2000

В 2000 году Microsoft впервые предпринял попытку создать разные версии операционной системы для частных и корпоративных клиентов. Для домашнего использования была выпущена Windows Millenium Edition с функцией восстановления системы и видеоредактором Movie Maker, который запомнился монтажерам-новичкам простым интерфейсом, набором базовых функций и, конечно же, узнаваемыми переходами. Тогда же для бизнеса вышла Windows 2000.

В то время как ME была основана на версиях 95 и 98, Windows 2000 стала продолжением профессиональной линейки операционных систем Windows NT (New Technology). Microsoft решил разделить линейки, так как версия 2000 требовала более быстрого процессора и больше оперативной памяти, кроме того, поддерживались лишь приложения, соответствующие модели безопасности Windows NT.

Клиенты, использующие компьютер дома, вряд ли бы захотели вкладываться в более дорогое железо и жертвовать любимыми играми ради повышенной защищенности.

2001

# Все лучшее — в Windows XP

Новое поколение операционной системы, созданное на основе профессиональной Windows 2000, было представлено в октябре 2001 года и, кажется, собрало в себе все лучшее: в одной линии объединили версии для корпоративного и частного использования (они стали называться Professional и Home), а актуальные, но плохо реализованные ранее функции довели до ума.

Microsoft представил новый метод сглаживания текста ClearType, который упрощает восприятие глазом текста на жидкокристаллическом экране, функция восстановления системы наконец начала работать корректно и не раз спасала пользователей в случае критических неисправностей.

Претерпел изменения и дизайн, который стал двигаться в направлении скевоморфизма, то есть изображения элементов веб-интерфейса максимально реалистичным образом. Сейчас это направление ассоциируется с дизайном ранних версий iOS, когда снимок сопровождала анимация нарисованного затвора, файлы и книги в iBooks располагались будто бы в деревянном шкафу, а в приложении «Диктофон» пользователя ожидал микрофон во весь экран.

Так и в Windows XP появилось реалистичное и объемное изображение окон с бликами и тенями, детально прорисованный ПК на иконке «Мой компьютер» или же скомканные листы бумаги, которые отображались в «Корзине», когда пользователь отправлял туда файлы.

XP стала настолько популярна, что Microsoft поддерживал ее более 13 лет — вплоть до апреля 2014 года. По данным 2020 года, системой продолжают пользоваться на более чем 25 млн компьютеров, хотя компания предупреждает о том, что это небезопасно.

via GIPHY

Windows XP

via GIPHY

Windows XP

2007

# Безопасность против удобства пользователей

Выпуская в 2007 году поколение Vista, разработчики уделили большое внимание поиску и безопасности операционной системы. В том числе появилась функция «контроль учетных записей», когда пользователю приходилось от имени администратора подтверждать установку программ и выполнение ими важных действий. Это было сделано, чтобы вредоносные программы не могли серьезно повредить систему. Однако многим в итоге приходилось подтверждать практически каждое действие, вплоть до открытия родных программ Windows, что вызывало лишь раздражение.

Проблемную функцию исправили через два года с выходом Windows 7. Система стала запрашивать гораздо меньше разрешений у администратора, что, с одной стороны, сделало ее менее защищенной. С другой стороны, многие утомленные назойливостью пользователи ранее просто отключали «контроль учетных записей» или же, не раздумывая, подтверждали любые действия и таким образом оставляли свой компьютер полностью незащищенным.

В линейке Windows 7 было представлено шесть версий с разным функционалом для частных и корпоративных клиентов. Система стала работать гораздо быстрее и стабильнее, поэтому пользователи XP предпочитали обновляться сразу до нее, пропуская поколение Vista.

2012

# Операционная система для планшетов и ноутбуков

Восьмое поколение Windows было представлено в октябре 2012 года, когда на рынке стали появляться ноутбуки с тачскрином и гибридные устройства, в том числе собственная линейка планшетов Microsoft Surface. Они были задуманы как конкуренты iPad, главным преимуществом которых должна была стать возможность использования чехла-клавиатуры.

Допустим, вы, используя тачскрин, собираете фрукты на ферме, пока едете в метро, затем приходите на работу и с помощью чехла можете редактировать документы или переписываться, как на ноутбуке. Для реализации этой задумки требовалась и подходящая операционная система с дизайном, одинаково удобным для управления и пальцем, и курсором мышки.

Так, в Windows 8 появился стартовый экран с большими иконками-плитками вместо меню «Пуск», что больше напоминало интерфейс планшета. Размер плиток можно было менять так, чтобы они превращались в виджеты и, например, кратко отображали прогноз погоды.

Кроме того, появился магазин приложений Windows Store, откуда можно было скачать адаптированные под стилистику новой системы приложения, запускающиеся только в полноэкранном режиме.

Такие глобальные изменения были холодно встречены многими пользователями операционной системы, особенно теми, кто продолжал работать на компьютерах без тачскрина. Они просто не могли воспользоваться созданными для гибридных устройств преимуществами дизайна и хотели получить привычную Windows, с которой удобно работать с помощью мышки и клавиатуры.

В версиях 8.1 и поколении 10 учли пожелания пользователей. Сначала вернулась кнопка «Пуск», затем появилась возможность загружаться не на стартовом экране, а сразу на рабочем столе. Позже вернулось и меню «Пуск», но уже с настраиваемыми виджетами.

Среди новых востребованных функций появились виртуальные рабочие столы, запись экрана, поддержка биометрических сканеров, а на смену браузеру Internet Explorer пришел Microsoft Edge.

via GIPHY

Планшет Microsoft Surface

2021

# Обновленное меню и настраиваемые виджеты

И хотя Microsoft утверждал, что «десятка» будет последней, то есть все дальнейшие обновления будут выходить в рамках этого поколения, 5 октября пользователи смогли познакомиться с новой Windows 11. Впервые иконки приложений на панели задач будут располагаться по центру, чуть левее — кнопка «Пуск». Само меню тоже кардинально изменилось: «живые» плитки, которыми пользователям запомнились несколько последних поколений ОС, уйдут в прошлое. А тем, кто привык к ним и будет скучать, понравится панель с настраиваемыми виджетами.

Microsoft с самого начала истории своей операционной системы много внимания уделял мультизадачности, не стала исключением и Windows 11. Теперь пользователи могут выбрать из нескольких готовых макетов, чтобы удобно расположить на экране сразу несколько окон. Для этого нужно будет навести курсор на кнопку «Развернуть» в правом верхнем углу. Система будет запоминать расположение и размер окна каждой конкретной программы и сразу открывать их правильно.

Windows 11 также удобно используется на устройствах с сенсорными экранами — значки и элементы управления становятся крупнее и располагаются дальше друг от друга, но лишь при отключении клавиатуры. Кроме того, в будущем Microsoft обещает существенно расширить выбор приложений в собственном маркете и, чтобы привлечь разработчиков, даже отменил комиссию для неигровых программ. Запускаться в новой системе будут и приложения для Android, например Tiktok.

Операционная система будущего

Еще в начале нового тысячелетия профессор Йельского университета, компьютерный ученый Дэвид Гелернтер описал несколько тенденций, связанных с созданием операционных систем будущего, которые кажутся актуальными до сих пор. «ОС следующего поколения будут начинаться с пользователя», — уверен он. Вместо того чтобы отталкиваться от растущих технологических возможностей элементов компьютера, разработчики будут в первую очередь задумываться об образе жизни человека и о том, как облегчить выполнение его ежедневных задач.

Вся информация и документы, с которыми работает пользователь на разных устройствах, будут индексироваться и синхронизироваться в единый поток, представляющий, по сути, историю его жизни, досье, где можно будет легко ориентироваться.

ОС следующего поколения будут начинаться с пользователя.

Роуленд Хэнсон

Сотрудник Microsoft, автор названия OC

В то же время интерфейсы станут трехмерными — чтобы облегчить поиск информации и работу с огромным количеством документов. «Представьте, что вы смотрите на тысячу человек. Если вы просто выставите их в ряд, — пишет он, — вам придется обойти их всех, чтобы составить представление о масштабе. Но если вы поставите их в колонну друг за другом, а сами встанете сбоку, чуть выше, — сможете увидеть их всех сразу».

Операционная система будущего будет гораздо сильнее ориентирована на использование интернета, пишет репортер Quartz Дейв Гершгорн, в том числе интернета вещей. «ОС будущего не будет предназначена только для одного девайса, — уверен он. — Она будет поддерживать всю экосистему вместе с телефоном, стереосистемой, умной микроволновкой». А главной программой на компьютере станет браузер с системой поиска, которая, зная ваши запросы и рутинные задачи, поможет автоматизировать выполнение некоторых из них.

ОС будущего не будет предназначена только для одного девайса. Она будет поддерживать всю экосистему вместе с телефоном, стереосистемой, умной микроволновкой.

Дейв Гершгорн

Репортер Quartz

Кроме того, уже сейчас производители берут ориентир на заботу о ментальном здоровье пользователя и его персональных данных. Новые ОС смогут, например, защитить его от кибербуллинга, несанкционированного сбора информации или будут предупреждать о ненадежности источника, в котором он предпочитает читать новости.

Расскажите друзьям