За последние несколько лет в соцсетях не раз вирусились постироничные мемы про котов: «Мыш (кродеться)», «Хоба», «Большой кот, кот поменбше, вообще маленький кот жесть», «Вы продаете рыбов? Красивое…». Оказалось, что все они были созданы автором паблика «Мемы про котов (по ржать)». Поговорили с ним об истории сообщества и творческом процессе.

Борис Мосехин

Создатель паблика

В начале 2010-х я не сидел в крупных юмористических сообществах, мне больше нравились мелкие нишевые паблики с оригинальным ироничным контентом, например «Вконтаба» или «Ржу». Тогда уже существовали небольшие сообщества, которые постили мемы вроде «фотография животного и надпись „лобстером“» (изначально Lobster был единственным доступным шрифтом при редактировании фото в «ВК», из‑за чего его стали использовать для создания русскоязычных мемов. — Прим. ред.), но они были популярны лишь в узких кругах и содержали большой градус сарказма и агрессии.

Наверное, пример всех этих пабликов оказал влияние на мои собственные посты. Сначала я пытался делать такой вот контент не для всех и заметил, что люди подписываются и проявляют активность.

Паблик «Мемы про котов (по ржать)» возник абсолютно спонтанно в 2015 году: я нашел где‑то картинку с котом и лаконичной подписью, которая сейчас стоит на первой аватарке паблика, и подумал, что надо по приколу создать сообщество с такими же мемами, потому что их можно делать, особо не задумываясь и не тратя много времени.

Я долго экспериментировал с контентом, смотрел, что больше нравится аудитории, но не потакал ей во всем, пытался сохранить индивидуальность. Многие читатели тогда не понимали прикола в ошибках, ведь можно подумать, что автор мемов реально безграмотный. Мне кажется, аудитория, наоборот, хотела того, что тогда было популярно, вроде классических картинок с легко считываемым юмором как у «МДК» или 4ch, ну или хотя бы как в паблике «Че».

Спустя некоторое время я пришел к своему стилю: намеренно сбавлял градус иронии в мемах; наверное, поэтому их начали называть постироничными. Сложно сказать, в чем состоит секрет успешной картинки, но можно с уверенностью отметить, что аудитория ценит оригинальность и уникальность контента.

Создание любого мема может начинаться, собственно, с картинки с котом, к которой придумывается надпись, или наоборот, с фразы, к которой ищется подходящая картинка с котом. На придумывание большинства из них я обычно не трачу много времени: если идея не пришла сразу, результат может получиться вымученным. Лучшие мемы создавались за пять секунд. Подписчики тоже придумывают много хороших картинок, и я их публикую.

Ставшие популярными мемы — «Мыш (кродеться)», «Хоба», «Большой кот, кот поменбше, вообще маленький кот жесть», «Вы продаете рыбов? Красивое…» — создавались как и все другие, я просто закидывал их в отложку, а потом обнаруживал, что они уже разлетелись по другим соцсетям. «Мыш (кродеться)» вообще, кажется, расфорсили в твиттере спустя несколько месяцев после того, как я запостил его первый раз. Конечно, я не мог предсказать популярности ни одного из этих мемов. Наверное, это так и работает: когда делаешь контент постоянно, он может завируситься.

Большой приток подписчиков произошел после мема про рыбов. За шесть лет ведения паблика аудитория росла медленно, потому что я почти не вкладывался в рекламу. К счастью, сегодня «ВК» позволяет оригинальному контенту получить заслуженный охват аудитории, тогда как пять лет назад, когда сообщество запускалось, было засилье крупных пабликов. В последние годы, наверное, отчасти вместе с введением умной ленты, произошла нишевизация аудитории.

«Мемы про котов (по ржать)» остаются актуальными, потому что они понятны, универсальны, а еще все любят котов.

Некоторые даже создают страницы и пытаются подражать моему стилю. Хотя, признаюсь, иногда я не понимаю, что вообще люди находят в моих мемах.

Подробности по теме
«У нас остались только добрые читатели»: история паблика Cinemaholics глазами админов
«У нас остались только добрые читатели»: история паблика Cinemaholics глазами админов