@Zhanna_mood
Актриса театра и кино, авторка тиктока и ютьюб-канала про ретростиль
Снимает видео в стиле 80–90-х, потому что ей безумно нравится атмосфера того времени. В тиктоках она показывает реквизит из нулевых и делает с ним забавные ASMR-видео, снимает пародии на клипы и популярные телепрограммы 1980-х годов, а также перевоплощается в модниц той эпохи.
О детстве в нулевые
Я родилась в 1997 году и успела застать мультики на видеомагнитофоне, фишки, диски, игры. В детстве у меня дома было много популярных в то время вещей: «Денди», тамагочи, тетрис. Мои родители были коммерсантами, поэтому могли все это себе позволить.
Мама привозила мне «Хэппи Мил» каждый раз, когда возвращалась из Москвы в Саранск после командировки. Еда тогда была уже остывшей и невкусной, но для меня это все равно было таким счастьем! По сей день храню игрушки из «Макдоналдса» 2000-х годов, а еще пингвинчиков из киндер-сюрпризов.
Мультики нулевых годов тоже стоит вспомнить. Просыпаешься с утра, идешь на кухню, чтобы позавтракать перед садиком, и в этот момент по телику обязательно идет какой‑нибудь мультик. Моими любимыми были «Том и Джерри» и «Красавица и чудовище». Последний мне нравится из‑за глубокого смысла и очень красивой музыки, и даже чудовище в нем кажется довольно симпатичным! А в честь антигероя Гастона мы назвали нашего кота, который по характеру очень на его похож.
Реквизит для съемок
Иногда мне предлагают вещи подписчики: например, как‑то раз предложили забрать матрас 90-х годов, но 95% своего реквизита я беру у родителей и у других родственников. Все, что они сохранили, лежит дома на чердаке, который скорее похож на кладовку с гардеробной. Там есть кассеты с записями из моего детства, магнитофоны, фотоаппараты Polaroid, мыльница, проигрыватель для пластинок и сами пластинки, много винтажной одежды, в том числе мои любимые мамины наряды.
Многие думают, что я беру всю одежду из секонд-хенда, хотя я познакомилась с ним только в этом году. Так как я очень брезгливый человек, вещи оттуда не ношу, могу взять только винтажную сумку, а все остальное использую исключительно для съемок.
Про создание контента
Все началось с «Муз-ТВ» и программы «Золотая лихорадка» — это что‑то вроде чарта, где крутят музыку 80–90-х годов. Я всегда кайфовала от несуразных клипов и ярких, фриковатых образов.
Моя большая любовь к ретро пришла уже в сознательном возрасте, когда я начала посмотрела «Красотку», «Грязные танцы», сериалы «Друзья» и «Секс в большом городе». На меня очень сильно повлияли эти работы — в первую очередь из‑за одежды. Стиль американских героев того времени не мог не привлекать.
Первый ретроконтент у меня появился не в тиктоке, а в инстаграме. Четыре года назад я вела аккаунт «Ретро-Жанна» и снимала для него суперестественные видео на кассетную камеру Sony начала 2000-х годов. Переносить отснятое с кассеты на компьютер и в инстаграм оказалось очень тяжело, но я старалась, чтобы все было по-настоящему.
Так что атмосферу 90-х я любила еще до того, как это стало мейнстримом. Меня немного задевает, когда пишут, что я снимаю видео в стиле Лапенко, будто бы до него ничего подобного не было.
«Паша с рынка»
Оператор, создатель тиктока «Паша с рынка»
Герой видео, создатель тиктока «Паша с рынка»
Авторы аккаунта «Паша с рынка» — парни из Новокузнецка, которые начали вести тикток из‑за ностальгии по детству. Когда они были маленькими, постоянно сталкивались с «криминальными дядьками» или странными соседями, чьи образы теперь заиграли новыми красками в их видео.
О детстве в девяностые
Михаил: Родившиеся в 1990-х сейчас вспоминают свое детство, потому что оно было, скажем так, более насыщенным, чем у современных детей. Тогда мы обрывали листья с веток клена так, чтобы оставались только голые прутики, наклеивали на них шарики глины и перестреливались с местной детворой, прыгали на пружинах от кровати, которую выкинули на помойку. От спинок оставались железные трубки — харкалки. Мы забивали их рябиной и стрелялись до потери пульса. Родителей кричали нам, звали домой, а мы не уходили. Если рано уйдешь — сразу будешь унижен мелкой братвой. Самым крутым был тот, кого невозможно было загнать домой.
Александр: Из детства мне больше всего запомнились дни рождения, сейчас таких уже просто нет: мы собирались с друзьями, пили газировку и ели эти «пластмассовые» рулеты. Еще торт, который пекла мама из того, что было дома.
Мы играли в догонялки на стройке, потому что тогда они были не огорожены, иногда случайно сталкивались с какими‑то криминалитетами и подсознательно понимали, кто это. Еще в 90-е было очень много наркоманов, они собирались большими толпами. К сожалению, в то время было столько же плохих моментов, сколько и хороших.
Реквизит для съемок
Михаил: В детстве я очень любил переодеваться в одежду родителей и делать небольшие представления. Года три-четыре назад я нашел в шифоньере старую норковую шапку, надел ее, покривлялся перед зеркалом. Нахлынули воспоминания из детства. Я взял у друга борсетку и купил кожанку на «Авито». Чуть позже вспомнил героя из городской истории, который во время каких‑то разборок представился как Паша с рынка.
Александр: Наш основной реквизит — дубленка, кепка-восьмиклинка, шарфы махровые, четки, старые солнцезащитные очки, советский радиоприемник, кашне. Остальное берем на блошином рынке или покупаем на «Авито». Как говорится, с миру по нитке, но главное, чтобы соответствовало тому времени.
Про создание образов и реакцию аудитории
Михаил: От молодых людей мы получаем меньше реакции, чем от сверстников и тех, кто нас старше, людей 40–45 лет. Нам часто пишут женщины: «Паша, ты похож на моего бывшего, царствие ему небесное!» или «Ты похож на моего бывшего, его посадили на пятнашку!» Зрители помладше пишут: «Ты похож на моего папу!»
Александр: Мы сами долго смеялись, когда увидели большой отклик со стороны женской аудитории.
Михаил: Это напоминает нам о том, что такие образы ценились у женщин, девушки хотели дружить и встречаться с «крутыми» парнями. Образы в нашем тиктоке вдохновлены героями из отечественного кинематографа начала нулевых: «Брат», «Бригада», «Жмурки». И, конечно, популярной в 1990-е музыкой: C.C.Catch, Modern Talking, Ace of Base… Из русского — «Кино», «Сектор газа», «Би-2».
Александр: В роликах мы вспоминаем яркие моменты, образы, которые ассоциируются с детством. Наше творчество не направлено на идеализацию 1990-х, даже наоборот — мы пытаемся высмеять «крутизну» и напыщенность того времени.