«Старый русский бунт»: что 95 лет назад писали в США о фильме «Броненосец «Потемкин»

21 декабря 2020 в 21:52
Фото: Госкино
95 лет назад вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Премьера фильма прошла не только в СССР, но и в США. Своим впечатлением о нем в декабре 1926 года поделился критик The New York Times Мордонт Холл. Переводим его рецензию под названием «Старый русский бунт».

Широко обсуждаемый советский фильм «Броненосец «Потемкин» был впервые показан зрителям прошлым вечером в Театре Билтмора. Сюжет претендует на точное отражение произошедшего во время восстания экипажа на «Князе Потемкине» в «черный понедельник», 13 июня 1905 года. И хотя некоторые убеждены в достоверности деталей, факт остается фактом: это постановка, в которой режиссер демонстрирует яркое воображение и интерпретирует события с художественной точки зрения. Очевидно, что аплодировали вчера только люди с предубеждениями, ведь лучшие эпизоды фильма прошли в полной тишине — моменты, когда офицера сбрасывают в воду, спасение главаря восставших, слова «Долой царя!», — хотя и вызвали в некоторых зрителях подъем энтузиазма.

Фильм предоставлен Amkino (новое название — Sovkino), а снял его некто С.М.Эйзенштейн, которому, судя по разговорам, меньше 30 лет.

Он, очевидно, добился сотрудничества с советским правительством, и, кроме того, очевидно, что среди его консультантов были люди, досконально знакомые с устройством боевых кораблей.

В некоторых сухопутных сценах сотни людей, которые пришли посочувствовать мертвому матросу, позже становятся мишенями для казаков и стремительно убегают, чтобы укрыться от пуль Романовых. В сценах сражения Эйзенштейн проявляет прекрасное понимание ритма.

Но есть сцены, в которых режиссер заходит слишком далеко, чтобы вызвать сочувствие к морякам, возражающим против тухлого мяса.

Также сомнительно, что какой‑либо капитан военного корабля стал бы бороться со своими людьми, как это показано в картине, незадолго до мятежа. Еще мистер Эйзенштейн не принимает во внимание базовый инстинкт самосохранения, который активизируется у человека, когда в него целятся десятки винтовок. Дан приказ набросить кусок парусины на первую группу непокорных моряков. В процессе ни один из них не сопротивляется. И, наконец, когда отдан приказ открыть огонь, они либо ошеломлены произошедшим, либо невероятно сильно верят в своих товарищей, поскольку ни один из них не сдвигается с места. В этот момент кажется, что некоторые из них вот-вот выскользнут из‑под ткани и спрыгнут в море.

В сценах на суше в Одессе мистер Эйзенштейн изображает своего злодея настолько беспощадным, насколько это возможно, доводя эту характеристику до предела в эпизоде, где расстреливают женщин, а коляска с ребенком катится вниз по огромным каменным ступеням.

Затем мы видим кадры из одесского порта на следующее утро, впечатляющие своей бездейственностью. Постепенно становится светлее, и все начинает шевелиться. Изображение Эйзенштейном «Потемкина в пути» — еще один вдохновляющий эпизод. Здесь сначала показаны спящие мятежники, устроившиеся в уголках корабля, где раньше им, вероятно, никогда не позволяли спать, некоторые даже удобно расположились в офицерских каютах. Затем дозор подает сигнал о приближении других российских военных кораблей. Показаны двигатели, люди, снующие по палубам вверх и вниз по трапам, и, наконец, когда на «Потемкине» обнаруживают, что другие суда наступают, отдан приказ заряжать орудия. Подъемники боеприпасов заполнены, люди раскладывают снаряды, некоторые из которых, судя по легкости, с которой их несли, были ненастоящими. Мимолетно показаны вода и орудия, что говорит о скорости движения корабля.

Из этого фильма исключены сцены, в которых изображены извивающиеся личинки в куске мяса и сцена на суше. Небольшая комедийная деталь показана в конце: корабельного врача, который настаивал, что с мясом все будет хорошо, если его промыть солью и водой, бросают в море после битвы, а его очки остаются болтаться на тросе.

В этом фильме не уделяется чрезмерное внимание какому‑либо конкретному актеру, разве что одному или двум предоставляется возможность проявить себя. Это главарь мятежников, капитан «Потемкина» и еще один-два офицера. Эти роли исполнили участники МХАТ. Перед фильмом была показана театральная постановка, а «Хор Потемкина» исполнил несколько русских песен. «Броненосец «Потемкин» начался только после антракта, и представление закончилось около половины одиннадцатого.

Оригинал опубликован в газете The New York Times за 6 декабря 1926 года