Художник-керамист, автор проекта «Устье»
Об увлечении керамикой
Я вырос и живу на Байкале, последние два года на зиму приезжаю в Москву. По профессии я художник-керамист и занимаюсь этим уже шесть лет. Когда закончил школу, даже и не думал, что стану художником, но в итоге бросил один университет ради кафедры монументального искусства в другом. Официально поступить не удалось, поэтому учился я вольнослушателем: просто ходил на пары, закрывал все сессии, но студентом не являлся.
Так меня затянуло в творческую среду, и я случайно нашел подработку в керамической мастерской. Именно там понял, что, кажется, нашел себя. Для меня керамика — это волшебство, алхимия. Нужно быть и художником, и изобретателем одновременно, чтобы оптимизировать процессы. Меня это зацепило, и за шесть лет я прошел путь от массового производства до авторской керамики, а теперь еще и преподаю это дело.
О «Заплатках для города»
Я очень люблю Иркутск. Это самый близкий мне город, хотя родился я в Красноярске, а детство провел в Улан-Удэ. Иркутск безмерно красивый, уютный. Немного старомодный, как дедушкин костюм, смешной, потому что сейчас уже так не одеваются, но видно, что статный, качественный.
А еще Иркутск — город с большим потенциалом. Он мог бы стать самым волшебным городом на свете, и мне хочется этому поспособствовать. Поэтому «Заплатки для города» были придуманы из любви к Иркутску.
К сожалению, в городе очень плохое дорожное покрытие, тротуары ужасные. Исторические здания не реставрируют, повсюду эта дурацкая внешняя реклама, и никто с этим не борется. А самое обидное, что весь этот визуальный ужас становится нормой. Многие просто не обращают внимания, как, выходя из автобуса, начинают скакать через лужицы, которые образовались в некачественно сделанном тротуаре.
Я решил, что могу залатать некоторые дыры в тротуаре и таким образом обратить внимание людей на существующие проблемы. Я не делаю заплатки сложными, на это нет особо времени. Нет и необходимости — к сожалению, дольше года керамические заплатки в городской среде не живут. Я специально делаю их яркими, даже немного детскими, потому что так их сразу видно в уличной грязи. Некоторые заплатки сюжетные, привязанные к определенной местности, какие‑то — просто абстракция.
Установку я не согласовывал. Не считаю, что порчу имущество города тем, что заделываю дыру. И если у меня начнутся проблемы с властями из‑за этого, я буду разочарован. Система должна быть справедливой.
Я не ожидал, что этот проект так понравится горожанам: они начали искать заплатки, делать фото, присылать мне и говорить, что они поднимают настроение. Люди даже придумали квест, смысл которого — найти все заплатки, что я сделал. В общем, в Иркутске этот проект приняли тепло, он стал родным, такой местной фишкой.
О заплатках в других городах
Сначала я хотел, чтобы «Заплатки для города» остались локальным преимуществом Иркутска, не хотел делать их где‑то еще, но потом понял, что это глупо. Проект хороший, и не стоит его замыкать только на себе. Хочу, чтобы он вышел на новый уровень.
Теперь заплатки будут проектом «Устья». Это арт-резиденция, которую я запустил на берегу Байкала, площадка, где любой художник, даже узконаправленный, мог бы реализовать свою идею, а еще начать делать заплатки со своим дизайном в любом городе. При этом его работа будет принадлежать не только ему, но и сообществу «Устья». Так люди смогут узнать о проекте. К реализации идеи нужно перейти постепенно. И первый шаг — это попробовать сделать привычные для Иркутска заплатки в другом городе — например, в Москве. Так уж вышло, что я работаю тут до весны.