В октябре в Японии вышел фильм «Demon Slayer: Kimetsu no Yaiba the Movie: Mugen Train», который продолжает сюжет одноименной манги и аниме про борющегося с демонами парня. За две недели фильм собрал в прокате около 200 миллионов долларов и вошел в пятерку самых успешных фильмов японского проката. Перед ним остаются аниме «Твое имя», «Холодное сердце», «Титаник» и «Унесенные призраками».
Аниме «Унесенные призраками», которое снято под руководством Хаяо Миядзаки, вышло в 2001 году, но до сих пор остается самым успешным фильмом японского проката. Его сборы составляют около 280 миллионов долларов. Тем не менее успех Demon Slayer заставляет говорить о том, что фильм со временем обгонит «Унесенных призраками», ведь работе Миядзаки потребовалось гораздо больше времени, чтобы собрать такую сумму.
Вот что Хаяо Миядзаки думает о кассовых сборах и происходящем в индустрии
— Сборы фильма «Demon Slayer [Kimetsu no Yaiba the Movie: Mugen Train]» приближаются к сборам «Унесенных призраками». Что вы об этом думаете?
— Я не думаю, что это имеет ко мне отношение. Хорошо, если на их рабочем месте царит мир, и сборы на это не влияют. Надеюсь, они трудятся усердно.
— Вы видели фильм «Demon Slayer»?
— Некоторые фанаты расстроены тем, что «Унесенные призраками» могут потерять первое место [по сборам аниме-фильмов в Японии].
— Меня действительно это не беспокоит. В мире всегда будет инфляция. Мне нужно выкинуть мусор…
— Похоже, сейчас вы работаете над [новым фильмом] «How Do You Live?». Работа идет хорошо?
— Я делаю его. Делаю его на пенсии. Спросите Toho (занимается дистрибуцией фильмов Studio Ghibli. — Прим. ред.) про это. Мне нужно вынести мусор.
Якобы равнодушное отношение Миядзаки к кино и аниме давно стало мемом
Весной 2020 года, когда фильмы Studio Ghibli впервые появились на потоковых сервисах, мы узнали, что Хаяо Миядзаки разрешил публикацию во много потому, что не совсем понимает, что такое стриминги (ну и чтобы заработать денег на новый фильм). «Он не знает, что такое стриминг, — объяснил продюсер студии Тосио Судзуки. — Он не пользуется компьютерами или смартфонами».
Современными технологиями в анимации он тоже не пользуется. В 2017 году режиссер Каку Аракава снял про Миядзаки документальный фильм, в котором режиссер, в частности, работает над короткометражкой «Boro the Caterpillar». В один из моментов он попытался объяснить аниматору, что нужно сделать, и нарисовать гусеницу на его дисплее. Но ничего не вышло — он просто несколько раз вставил предыдущий слой. Известно, что аниматор, первая работа которого вышла в 1963 году, до сих пор все рисует карандашом.
Кстати, документальные фильмы о себе он тоже не смотрит. Миядзаки не стал смотреть ни фильм о себе, ни другой фильм о его студии, который снял Каку Аракава. Он только отметил, что его следовало бы назвать не «Бесконечным человеком», как это сделано в названии фильма, а «Человеком, который не может остановиться».
Самой известной цитатой, по ошибке приписываемой Миядзаки, стала фраза «Аниме было ошибкой». Многих удивило такое резкое высказывание от человека, который прежде всего ассоциируется именно с аниме. На самом деле Миядзаки этого не говорил. Он размышлял о современных аниматорах, которые не интересуются тем, как выглядят настоящие люди. «Японская анимация полна людей, которые терпеть не могут смотреть на людей, — сказал он. — Вот поэтому в индустрии так много отаку! (человек, увлеченный, аниме, мангой или чем‑то еще. — Прим. ред.)»
Правда, термин «аниме» ему действительно не нравится. «По сравнению с некоторыми работами 1950-х, которые я всегда буду считать золотым стандартом, анимация 1980-х напоминает еду, которую подают в больших реактивных самолетах, — говорил он еще в 1988-м. — Откровенно говоря, я презираю сокращение «аниме», потому что оно лишь символизирует нынешнее запустение в индустрии».
В 2013 году Миядзаки выпустил свой последний на данный момент полнометражный фильм «Ветер крепчает» и ушел на пенсию. По словам 72-летнего режиссера, он больше не мог работать по двенадцать-четырнадцать часов в день, на производство фильмов уходило все больше времени («Ветер крепчает» снимали пять лет), а это плохо сказывается на экономике студии. «Вы ничего не можете сделать с проблемами, которые появляются с возрастом», — заявил он на пресс-конференции. Тем не менее в 2017 году он вернулся в студию, чтобы снять еще один последний фильм. Причина вас удивит — он хочет снять фильм для своего внука.