Жизнь на колесах

Что пошло не так: как фейсбук полюбил и разлюбил «Делимобиль»

31 мая 2016 в 17:11
Сервис каршеринга «Делимобиль» сначала всем нравился, но потом стали выясняться разнообразные подробности.

В сентябре 2015 года в Москве появился свой сервис краткосрочной аренды автомобилей — каршеринг «Делимобиль». Для пользования им нужно было скачать специальное мобильное приложение, зарегистрироваться в системе, выбрать на карте свободный автомобиль, отыскать его — и можно ехать. В торжественной церемонии запуска сервиса принял участие мэр Сергей Собянин. Одни говорили, что это отличная опция для тех, у кого нет автомобиля, но есть необходимость совершать краткосрочные поездки по городу. Другие — что отсутствие дополнительной инфраструктуры создаст нагрузку на парковки города.

Услугами каршеринга «Делимобиль» воспользовался среди прочих издатель «Медузы» Илья Красильщик. Ему понравилось, о чем он и написал у себя в фейсбуке 23 мая. После этого он неожиданно для себя оказался вовлечен в скандал.

28 мая — тоже в фейсбуке, в сообществе «Синие ведерки», — появился пост с критикой сервиса. В нем рассказывалось, что пользователи «Делимобиля» подписываются на «кабальные условия»: в случае аварии они «должны платить безумные штрафы за безумные незаконные вещи». В соцсетях «Делимобиль» обещает, что при ДТП с клиента причитается лишь 20% ущерба, тогда как на деле это, согласно «Синим ведеркам», не «вместо ремонта, а вместе с ремонтом»: придется оплатить «стоимость ремонта авто или полную стоимость авто при его полной гибели, упущенную выгоду каршереров от простоя тачки, штраф 20% от стоимости ремонта (или от стоимости авто при полной его гибели) и разнообразные неустойки».

Красильщик стал честно разбираться и перепостил рассказ человека по имени Александр Семенов, которому «Делимобиль» выставил счет, сравнимый со стоимостью целого автомобиля. По информации vc.ru, сервис требует 97046 рублей и 20 копеек штрафа за попадание в ДТП, 485 231 рубль за ремонт автомобиля Hyundai Solaris, а также 5500 рублей за проведение экспертизы и 750 рублей 60 копеек почтовых расходов.

Представители «Делимобиля» пригрозили Семенову привлечением «компетентных органов», обвинили его в шантаже и пиар-кампании против сервиса.

Семенов, меж тем, запустил сайт nedelimobil.ru. Он пишет, что согласен на штраф в размере 20% от стоимости ущерба, о которой представители компании ранее писали в соцсетях, однако погасить всю стоимость ремонта не может.

Как полагают многочисленные комментаторы конфликта, основная проблема в том, что «Делимобиль» решил сэкономить на страховании своих машин. Впрочем, компания отреагировала на критику и с 1 июня вводит тариф с каско по цене 10 рублей/минута. Но и у пользователей, однако, остались вопросы.

Сергей Радько
адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия»

По гражданскому кодексу и закону «Об организации страхового дела» страховщик, который произвел возмещение вреда, вправе стребовать с причинителя вреда этих расходов. То есть если вред причинен арендатором автомобиля, даже при наличии каско владельцу возмещается ущерб, а потом страховая компания с арендатора взыскивает эту сумму. Это общее положение: страхование по каско имеет своей целью защиту финансовых интересов страхователя, то есть собственника автомобиля, а не лиц, которые на нем ездят.

Во многих странах условия страховки более лояльны, но у нас эта область только развивается, потому пока так. Тем более мы знаем, что ОСАГО покрывает далеко не все — поэтому, наверное, каршеринговые компании берут или каско, или вообще не берут страховку. Надеются на то, что можно будет взыскать непосредственно с причинителя вреда.

Сервис в своем праве: его имуществу причинен ущерб. Можно поспорить о стоимости — стоит ли автомобиль таких денег, которые требуют взыскать, но это вопрос чисто технический. В рамках судебного заседания может быть назначена еще одна экспертиза.

Обычно в договоре у каршеринговой компании написано, что арендатор заранее согласен с той суммой ущерба, которая будет определена. Это не совсем соответствует закону. Согласно закону, причинитель вреда должен возместить ущерб, то есть ухудшение стоимости имущества, — это определенная сумма и определенная цифра, поэтому заранее в договоре невозможно написать, что он согласен с любой суммой.

Про 20% — это сомнительно с точки зрения закона. Это было бы законно, если бы был заключен с конкретным причинителем вреда договор на конкретный автомобиль с указанием конкретного причиненного ущерба — то есть они добровольно прощают долг. Если причинитель должен оплатить 500 тысяч рублей, а они заключили соглашение после конкретного ДТП и определили, что взыскивают не 500, а 100 или 150, то это вполне законно. Но до этого — незаконно, потому что это отказ от защиты собственных прав.

Данный договор во многих пунктах закону не соответствует, поэтому ничто не препятствует взысканию полного ущерба, который должен быть рассчитан.

Расскажите друзьям
Читайте также