Сапфо и Эринна в саду Метилены
Соломон Симеон, 1864
На картине изображена древнегреческая поэтесса Сапфо, которая жила на острове Лесбос в VII–VI в. до н. э. В своих стихотворениях она писала о любви к женщинам и мужчинам, а на родном Лесбосе основала кружок для девушек, в котором воспевался культ женственности и свободы. От его названия и появился термин «лесбиянка». Рядом с Сапфо — ее подруга Эринна, которую часто называют возлюбленной поэтессы. Однако точных сведений об их отношениях до нас не дошло.
Нис и Эвриал
Жан-Батист Роман, 1827
Трагическая любовь двух троянских воинов описывается древнеримским поэтом Вергилием в его «Энеиде».
«С Нисом был Эвриал; ни в рядах энеадов, ни прежде
Воин такой красоты не носил троянских доспехов.
Юность лишь первым пушком ему отметила щеки.
Общая их связала любовь и подвигов жажда».
(Вергилий, «Энеида», книга пятая)
В поисках подвигов юноши решили напасть ночью на лагерь врага, но были обнаружены. Эвриал попал в плен, а Нису удалось сбежать. Он вернулся, чтобы спасти возлюбленного, но потерпел поражение. Оба были жестоко убиты, а их головы посадили на пики.
Две обнаженные в лесу (Сама Земля)
Фрида Кало, 1939
Мексиканская художница Фрида Кало была бисексуалкой, о чем прямо говорила окружающим. Ее многочисленные любовники и любовницы постоянно становились темой разговоров современников. Бисексуальность художницы отразилась и в ее творчестве. В качестве примера обычно приводят картину «Две обнаженные в лесу (Сама Земля)»: девушки символизируют двойственность сексуальных предпочтений художницы. Картину Фрида подарила своей подруге (и возможной любовнице) киноактрисе Долорес дель Рио.
Юпитер и Каллисто
Франсуа Буше, 1744
В основе сюжета картины лежит античный миф, описанный в «Метаморфозах» Овидия. Юпитер (он же Зевс) влюбился в нимфу Каллисто и чтобы соблазнить ее, громовержец принял образ ее покровительницы богини Дианы. Узнав правду, Диана в ярости превратила Каллисто в медведицу и прогнала ее. Все закончилось относительно благополучно: Юпитер поместил девушку и ее сына на небо, превратив их в созвездия Большой и Малой Медведицы.
Ганимед получает кубок от Гебы
Питер Пауль Рубенс, 1611–1612
В XXI веке Зевса сочли бы абьюзером, но в древнем мире нравы были другими. Любовные похождения бога — пожалуй, одна из основных тем античных мифов. Еще одной жертвой верховного бога стал сын троянского царя Ганимед. Юноша славился своей красотой, за что и был похищен Зевсом, который для этого превратился в орла. Впрочем, быть любовником Зевса оказалось не так уж и плохо: попав на Олимп, Ганимед получил бессмертие и стал подавать вино на пирах богов. Именно поэтому богиня Геба на картине Рубенса протягивает ему кубок.
Подруги
Густав Климт, 1916–1917
За ироничным названием скрывается изображение двух влюбленных. Произведение наполнено символами, отсылающими к китайскому фольклору: искусствоведы считают, что дракон на картине символизирует мужское начало (ян), а черная курица — женское (инь). Вместе они поддерживают гармонию и баланс во вселенной. Оба начала художник соединяет в девушках, изображенных на картине, и через эти символы показывает вселенский масштаб их любви.
В постели: поцелуй
Анри де Тулуз-Лотрек, 1892
Целая серия работ одного из основателей постимпрессионизма Анри де Тулуза-Лотрека посвящена отношениям между женщинами. Моделей для нее художник находил в борделях. Ими становились проституированные женщины, которым из‑за нехватки места приходилось делить одну кровать: так между ними часто завязывались отношения. Все работы этой серии выполнены в одном стиле — героини лежат в одной кровати, — а сами картины светлые, легкие и воздушные. «В постели: поцелуй» Тулуз-Лотрек называл воплощением чувственности и счастья.