Мебельный магазин заметил скачок странного трафика и попросил маркетолога выяснить, в чем дело.

В середине недели в твиттере начался флешмоб «Какой ты диван». Чтобы принять в нем участие, нужно написать в поисковике слово «диван» и свое имя, а потом найти подходящую картинку. Флешмоб оказался настолько популярным, что после него начался второй (и менее популярный) — «Какой ты магазин», который работает примерно по тому же принципу. Очевидно, что из‑за флешмоба люди начали чаще искать сайты мебельных магазинов и переходить на них.

Флешмоб привел к неожиданным последствиям. Интернет-маркетолог Евгений Костин, который работает над SEO-оптимизацией и продвижением сайтов, рассказал у себя в фейсбуке, что один из его клиентов — вероятно, магазин мебели — попросил разобраться с «вероятностью неадекватных кликов». Последние несколько дней на сайте магазина наблюдалась аномалия: число кликов по запросам «Диван «Ольга», «Диван «Марина» и «Диван «Юлия» увеличилось примерно в десять раз — до 663 переходов. Но никто из этих пользователей диван не купил. Из‑за того что пользователи переходили по рекламным ссылкам, магазин платил за каждый клик «Яндексу» и терял деньги на том, что ни один клик не закончился покупкой.

«Такого быть не может, заказов нет ни на одну позицию из этих диванов», — написал клиент Костину. Последний обратился к «Яндексу» с просьбой вернуть деньги за рекламные клики, потому что они ушли в пустоту. «По статистике видно, что клики не привели не только к конверсии, но и к какому‑либо осознанному просмотру страницы товара», — написал Костин в письме. В компании изданию TJ заявили, что обращение получили и будут его рассматривать.

Возможно, большей популярности флешмоба помог Иван Ургант. Вечером в среду он рассказал в своей передаче «Вечерний Ургант» про новый флешмоб и пошутил над диваном «Иван», скриншот с которым взял на сайте мебельного магазина в городе Кондрово под Калугой.