Около «Винзавода» в Москве появилась новая работа стрит-арт-художника Philippenzo, посвященная делу «Сети» (запрещенная в России организация. — Прим. ред.). Арт является отсылкой к роману-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».
Художник
Эту работу я выполнил у входа в Центр современного искусства «Винзавод». Отчасти потому, что там нашлась подходящая по формату стена, отчасти потому, что адресована она более или менее просвещенной публике. Сам процесс занял одну ночь. Только еще понадобилось днем ранее закатать стену в серый цвет и дать ей высохнуть. Для уличного художника погода нынешней зимой — настоящий подарок.
Такая идея пришла в голову еще пару лет назад, как раз во время прочтения романа «1984». Я читал и буквально видел, как события, описанные в книге, происходят не в вымышленном Министерстве любви, а где‑то в застенках условной Лубянки. Сколько уже было этих историй, как наши доблестные охранители закона и правопорядка применяют насилие и издеваются даже над простыми административными задержанными, не говоря уже про тот ад, который происходит в местах заключения. Да и помимо пыток Оруэлл описывает еще многие элементы тоталитарного режима, вдохновившись атмосферой СССР, которые Россия, как достойная правопреемница, гордо пронесла через годы и охотно практикует сегодня: цензура, двоемыслие, преследование за «мыслепреступления»… У меня не возникает никаких сомнений: происходящее в нашей стране действительно очень сильно напоминает сюжет «1984». И часто вспоминается очень тонкий и точный лозунг на нижегородской монстрации: «1984 — можем повторить!»
К самому делу «Сети», а также к делу «Нового величия» я отношусь с настороженностью и озабоченностью. Нельзя доверять следствию, которое основывается на выбитых насильственными методами показаниях и какой‑то притянутой за уши ерунде вроде увлечения подозреваемых страйкболом или чтения книжек. Все это больше напоминает (и, мне кажется, даже особо не вуалируется) показательный процесс. Власти чувствуют, как теряют контроль над настроениями в обществе, и дают предупредительный сигнал, действуя привычными им методами. Идет повышение ставок.
Свою работу я создал, потому что нет никаких сил наблюдать за происходящим жестоким безумием и молчать. Я вместе со многими моими коллегами из мира искусства подписал открытое письмо в поддержку заключенных, но считаю, что этого мало. Очень рад и воодушевлен, когда вижу, как большое количество неравнодушных людей выстраивается в длиннющую очередь, чтобы постоять в пикете. Но чувствую, что необходимо делать что‑то еще. Важно отбивать своих, обычных людей, попавших в пасть Левиафану, наращивая давление. Это помогло в истории Ивана Голунова и Павла Устинова, помогло добиться условных сроков вместо реальных нескольким фигурантам Московского дела. Должно помочь и сейчас, надо только бороться. Как минимум, чрезвычайно важно говорить об этом вслух. И я, как художник, выбираю язык искусства. Мое мнение таково: искусство бывает только современным. А современное искусство обязано быть актуальным, в техническом плане или смысловом. Реальность формирует контекст, и я на него реагирую.
10 февраля Приволжский окружной военный суд Пензы вынес приговоры по так называемому делу «Сети». Его фигурантов признали виновными в организации деятельности террористического сообщества или участии в нем, они получили от 6 до 18 лет колонии.
В поддержку заключенных выступили российские ученые и научные журналисты, архитекторы, а более десяти независимых книжных магазинов закрылись на сутки в знак протеста против приговоров (их сотрудники вышли на одиночные пикеты). Фигурантов дела поддержал лидер группы «Алиса» Константин Кинчев, известный консервативными взглядами, а 14 февраля в Москве прошел метропикет, посвященный обвиняемым.