На стене омского бассейна «Пингвин» появилась работа под названием «Бетонное эхо». Ее авторы — екатеринбургские художники Spektr — причисляют рисунок к собственному стилю мокьютектура.
На рисунке изображена падающая капля, которая образует радиальные волны. С определенного ракурса работа выглядит объемной. Граффити сделано в рамках фестиваля уличного искусства Stenograffia.
«Бетонное эхо» — уже четвертая работа в стиле мокьютектура. До этого художники создали работы «Серознаменная группа» в Екатеринбурге, «Четыре плоскости под разными углами» в Томске и «Девять призм» в Омске.
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/a5/ea547302dae384fab0ab6d33c3e27b99.jpg)
«Серознаменная группа», 2018, Екатеринбург
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/48/548bf9c390f333314e8aa0d392b9c857.jpg)
«Серознаменная группа», 2018, Екатеринбург
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/ad/6adb284321ebfb95aa2307ce996ced3b.jpg)
«Девять призм», 2017, Омск
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/5f/85f99fbc9d219f2e4092061de344f92c.jpg)
«Девять призм», 2017, Омск
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/b3/7b3468f3bc056b5b286c1f4fbc0efeb7.jpg)
«Четыре плоскости под разными углами», 2017, Томск
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/1e/f1ec2cc1f804a975198a78a23bc7dd1e.jpg)
«Четыре плоскости под разными углами», 2017, Томск
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e200x200i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/bf/6bf4320d53b41bdcc91491705cdd90c8.jpg)
Художник
Стиль, который мы в Spektr создали, называется мокьютектура. Это архитектурные иллюзии, анаморфозы, вдохновленные советским архитектурным модернизмом. Нарисованные на глухих стенах вымышленные элементы архитектуры. Рисунки, не играющие сами в себя, не выделяющиеся на фоне стены, а, наоборот, маскирующиеся под саму стену, растворяющиеся, прячущиеся в контексте города.
Эта серия работ — мокьюментари-новелла, говорящая со зрителем посредством архитектуры. Проект состоит из двух частей. Первый называется «Утопия», он включает в себя этап создания архитектурных анаморфоз в разных точках мира, которые выглядят утопично и футуристично. Когда мы смотрим на эти работы как на символы, серия складывается в некое ощущение цивилизации, которая и возвела их.
Второй этап называется «Антиутопия», в нем работы начинают жить, мимикрировать под городскую среду, стареть. Они сами становятся поверхностями для чужих высказываний, граффити, тегов, баффов этих тегов и граффити, наклеенных объявлений, плохой ЖКХ-покраски. Вся эта жизнь также анаморфозно будет переноситься под нужными углами на эти виртуальные поверхности.
Наши граффити отличаются тем, что люди, как правило, их не замечают. Когда такое происходит — значит, мы сделали свою работу хорошо. Когда мы в самом начале публиковали их, люди так и спрашивали под фото: «А где граффити? Стена и стена». Мне лично рассказывали о том, как у человека было ложное воспоминание про то, как он все детство ездил на дачу мимо «Серознаменной группы». Такая фантомность — самый настоящий успех для нас.
Практически все работы сделаны на фестивале Stenograffia, потому что это, наверное, единственный фестиваль, в рамках которого можно сделать такие масштабные работы. Также хорошо, что фестиваль проходит в разных точках страны, а не в одном городе, и это соответствует концепции этой серии работ. Но одну работу делали на Кипре в рамках фестиваля Ayia Napa Street Art Festival. Также осенью планируем сделать одну работу в Дюссельдорфе в рамках фестиваля Design Week Düsseldorf.