Как из граффити получается оптическая иллюзия? Мы узнали об этом у художника объединения Spektr, который создает на стенах мокьютектуры — работы, которые обманывают не только глаза, но и разум.

На стене омского бассейна «Пингвин» появилась работа под названием «Бетонное эхо». Ее авторы — екатеринбургские художники Spektr — причисляют рисунок к собственному стилю мокьютектура.

На рисунке изображена падающая капля, которая образует радиальные волны. С определенного ракурса работа выглядит объемной. Граффити сделано в рамках фестиваля уличного искусства Stenograffia.

«Бетонное эхо», 2019, Омск
© Stenograffia

«Бетонное эхо» — уже четвертая работа в стиле мокьютектура. До этого художники создали работы «Серознаменная группа» в Екатеринбурге, «Четыре плоскости под разными углами» в Томске и «Девять призм» в Омске.

«Серознаменная группа», 2018, Екатеринбург

© Stenograffia
1 из 6

«Серознаменная группа», 2018, Екатеринбург

© Stenograffia
2 из 6

«Четыре плоскости под разными углами», 2017, Томск

© Stenograffia
6 из 6
Андрей Колоколов

Художник

Стиль, который мы в Spektr создали, называется мокьютектура. Это архитектурные иллюзии, анаморфозы, вдохновленные советским архитектурным модернизмом. Нарисованные на глухих стенах вымышленные элементы архитектуры. Рисунки, не играющие сами в себя, не выделяющиеся на фоне стены, а, наоборот, маскирующиеся под саму стену, растворяющиеся, прячущиеся в контексте города.

Эта серия работ — мокьюментари-новелла, говорящая со зрителем посредством архитектуры. Проект состоит из двух частей. Первый называется «Утопия», он включает в себя этап создания архитектурных анаморфоз в разных точках мира, которые выглядят утопично и футуристично. Когда мы смотрим на эти работы как на символы, серия складывается в некое ощущение цивилизации, которая и возвела их.

Второй этап называется «Антиутопия», в нем работы начинают жить, мимикрировать под городскую среду, стареть. Они сами становятся поверхностями для чужих высказываний, граффити, тегов, баффов этих тегов и граффити, наклеенных объявлений, плохой ЖКХ-покраски. Вся эта жизнь также анаморфозно будет переноситься под нужными углами на эти виртуальные поверхности.

Наши граффити отличаются тем, что люди, как правило, их не замечают. Когда такое происходит — значит, мы сделали свою работу хорошо. Когда мы в самом начале публиковали их, люди так и спрашивали под фото: «А где граффити? Стена и стена». Мне лично рассказывали о том, как у человека было ложное воспоминание про то, как он все детство ездил на дачу мимо «Серознаменной группы». Такая фантомность — самый настоящий успех для нас.

Практически все работы сделаны на фестивале Stenograffia, потому что это, наверное, единственный фестиваль, в рамках которого можно сделать такие масштабные работы. Также хорошо, что фестиваль проходит в разных точках страны, а не в одном городе, и это соответствует концепции этой серии работ. Но одну работу делали на Кипре в рамках фестиваля Ayia Napa Street Art Festival. Также осенью планируем сделать одну работу в Дюссельдорфе в рамках фестиваля Design Week Düsseldorf.