«Я начал курить скорпионов в середине 60-х годов», — вспоминает 74-летний житель Пешавара Сохбат Хан. Его историю рассказывает пакистанское СМИ Dawn.com.
Сохбату было всего 20, и скорпионов он приобрел возле харчевни Джалиля Кабаба. Их привезли из района Матани, где очень сухой климат и этих членистоногих водится множество.
Теперь Сохбат говорит, что завязал. Однако бледное лицо и запавшие щеки указывают на опийную зависимость. «Наша па наша хатмеге», — говорит он с улыбкой. Это значит «наркотики можно победить другими наркотиками».
Зависимость от курения опия Сохбата беспокоит не сильно. Он утверждает, что последствия от курения скорпионов гораздо неприятнее, чем от употребления опия. Сохбат знает, что слишком стар для этих удовольствий, но не может себе отказать.
«Чарс ав паудер хо аси гуп дай», — поясняет Сохбат, что значит «так называемый кайф от гашиша и героина — ничто по сравнению со скорпионами».
Сохбат вспоминает, как в годы аддикции время от времени как безумный шарил по дому и окрестностям в поисках скорпионов. Когда тяга была слишком сильной, а членистоногих в поле зрения не было, он отправлялся в Пешавар. «Это худшая форма зависимости», — говорит он.
Приготовления занимают много времени и сил, объясняет он. Сначала скорпиона сушат на солнце или жарят на угле. Уголь лежит на традиционной печи, и скорпиона нужно жарить, пока он не сгорит заживо.
«Я вдыхал дым, идущий от печи», — вспоминает Сохбат, хотя наибольший интерес для наркоманов представляет хвост животного — именно там содержится яд.
В Индии, где скорпионов употребляют в нескольких штатах, метод быстрее и дороже. Люди со скорпионами паркуются в специальных местах, и наркозависимые приходят, чтобы «получить свой укол удовольствия». Они отдают от 100 до 150 индийский рупий за укус.
В Хайбер-Пахтунхве (провинция Пакистана со столицей в Пешаваре. — Прим. ред.) некоторые смешивают жженый хвост скорпиона с гашишем и табаком и курят его в сигарете. У Сохбата был иной метод: он использовал «нача» — маленькую трубку для курения наркотиков.
Опьянение длится почти десять часов. Первые шесть часов — наиболее болезненные, поскольку тело адаптируется к кайфу. Постепенно ощущения становятся приятными, человек испытывает радость. «Кажется, что все вокруг танцует, — вспоминает он. — Дороги, машины, все».
Эксперты говорят, что вдыхаемый яд скорпиона опасен для мозга человека. Из 1750 описанных видов скорпионов 25 смертельны для людей. Остальные не убивают укусом, но, по утверждению доктора Азаза Джамаля, их яд гораздо опаснее других наркотических веществ.
«Курение скорпиона вызывает краткосрочную и долгосрочную потерю памяти», — говорит Джамаль, сотрудник больницы в Пешаваре. У человека с зависимостью от курения скорпионов развивается расстройство сна и нарушается аппетит, он начинает жить в постоянном состоянии бреда — ведь среди прочего скорпионы вызывают галлюцинации.
Врач поясняет, что о зависимости от курения скорпионов сегодня очень мало информации, потому что скорпионовых наркоманов тяжело выявить. Во-первых, курение членистоногих практикуется в тайных местах, во-вторых, никаких официальных данных пока нет. Управление ООН по наркотикам и преступности вопрос этой наркозависимости в своих докладах пока не затрагивало.
Точной статистики по процентной доле курильщиков скорпионов в провинции пока нет, но угроза распространяется по региону, говорит недавнее исследование.
Бывший сотрудник департамента по контролю за оборотом наркотиков Хайбер-Пахтунхвы Азимулла много лет ездил по провинции и обнаружил скорпионозависимых в округах Банну, Кохат, Карак, Нижний Дир, Верхний Дир, Чарсадда и Бат-Кхела. Он не может назвать цифр, но увиденное говорит о том, что употребление этого наркотика не редкость.
Азимулла указывает на отсутствие законодательства в отношении скорпионокурения в Пакистане. «Нам нужны законы, чтобы остановить убийства этих членистоногих», — говорит он, добавляя, что скорпионы используются в медицине для лечения рака и ВИЧ. Если их применение не урегулировать, скорпионовая наркомания может стать угрозой доступности используемых в медицинских целях скорпионов.