Посмотрите, как российские иллюстраторы переосмыслили советские остановки

31 мая 2019 в 19:11
Шестнадцать российских художников переосмыслили наследие странных остановок постсоветского пространства и нарисовали свои фантастические версии. «Афиша Daily» поговорила с пятью авторами о проекте, в котором сочетается несочетаемое.

Прежде чем читать, посмотрите видео

Антон Артемчук

художник, @lililipil

«Остановка» — уже второй проект в таком составе. Первый, под названием «Rekarusel», придумали мои друзья Стас Каневский и Настя Красева из арт-группы Vitae Viazi. Они позвали нас всех нарисовать по кадру карусели и собрать это все в гифку. А после карусели решили продолжить и сделать что‑то еще.

Выбрали остановки. Почему именно их? В России и на пространстве бывшего СССР очень много интересных остановок. Это культурный феномен, связанный с тем, что пространство страны было огромным, а свобода самовыражения для архитекторов была очень ограничена. Все значимые архитектурные сооружения могли проектировать только именитые авторы, а молодым оставались лишь небольшие объекты. Однако они вкладывали в них душу — ни в одной стране мира нет такого разнообразия остановок. На эту тему есть известные фотокниги Кристофера Хервига «Soviet Bus Stops». Так что странная, ни на что непохожая остановка по середине пустоты — это что‑то наше, родное. И хочется продолжать эту традицию. Лично я бы с удовольствием спроектировал автобусную остановку, но пока такой возможности нет.

Я художник-керамист: лью и леплю предметы из фаянса и фарфора. Однако сделать анимацию из глины практически невозможно, поэтому я выбрал пластилин, как доступный и близкий по смыслу к керамике материал. Эта остановка является частью моего небольшого выдуманного мира. Персонажей зовут Лилипилы — они родились, когда добрый волшебник шел по лесу, и, чихнув, случайно произнес древнее заклятие. Оно превратило веточки и камушки в оживших существ. Когда ребята предложили сделать остановку, я подумал: «Отлично! Лилипилам же надо как‑то добираться до работы».

Настя Красева

художница, @krasevaa

После того как мы сделали коллаборацию про «Веселую карусель», нам захотелось чего‑то более сложного, как технически, так и по смыслу. Коллективные обсуждения привели к мысли, что в нашей стране есть огромное культурное наследие, которое мало кому за ее пределами известно. Один из ярких — автобусные остановки. У нас их тысячи: есть остановки в степи, в лесу, у моря, из бетона, из стекла, из дерева, на каких‑то всегда много людей, а на других — никогда никого нет.

Каждый провел несколько недель своей жизни в ожидании на остановке. Нам хотелось показать многообразие. И мне кажется, что проект показывает Россию максимально точно: советская архитектура, деревянные избы, панельные дома. Разные поколения людей сосуществуют рядом и одновременно, как наши анимации в общем ролике.

В моей части переплетены две идеи. Дорога к моей остановке давно заросла, знаки покосились, у нее нет даже названия. Автобус туда уже больше никогда не приедет, а персонаж — бабушка, просто тихо исчезнет, как исчезают деревни и культура, с ними связанная. Также это про людей, которые стараются украсить окружающую действительность как могут, про людей, которые несут в мир что‑то хорошее и оставляют след в истории, не обращая внимания на то, где они и сколько им лет. Но главное, что они вкладывают много любви.

Денис Писарев

художник, @lesaintdenis

Моя часть — про типичную остановку на окраине. Два парня на остановке — некий собирательный образ пареньков из начала нулевых, которые едут на условный фестиваль по сноуборду и граффити в Крылатском. Они стоят среди панелек на пустыре, и вечно ждут свой автобус, который никак не приезжает.

Fleewortep

художник, @fleewortep

Мой художественный стиль частично вдохновлен компьютерными играми эпохи раннего 3D и глитч-эффектами. Помимо рисования я еще пишу музыку, поэтому для ролика делал монтаж, титры и финальную 8-битную мелодию. Хотел сделать всю музыку для ролика, но, к сожалению, не получилось попасть в заданный олдскульный хип-хоп-вайб. Поэтому мы использовали нарезки из моих песен и чужих.

Мой персонаж находится в 3D-локации — оммаже на то место, где я жил большую часть жизни. Персонаж — молодой человек в спортивном костюме, ожидающий автобус. В конце камеру роняет желтая собака.

Стас Каневский

художник, @kanevsky

Этих персонажей я и моя команда разрабатываем уже давно. За это время они буквально вросли в меня и стали основным мотивом творчества. Они собирательный образ представителя сегодняшней околосубкультурной тусовки. Постироничный человек с серьезным видом, который носит очки в ужасной оправе. Я не подчеркиваю их пол, но мне чаще кажется, что это парни. Мои подписчики называют их бабками из‑за платков на голове.

Когда я рисовал свой сюжет, мне хотелось найти некий срез истории про остановку, который одновременно отдавал бы и современностью, и Советским Союзом. В кадре — типичная ситуация, где трое ребят после фестиваля ждут спасительного автобуса на ближайшей сельской остановке раньше всех остальных. Только светает, где‑то за холмом еще играет музыка. Хотелось передать их усталость и желание, чтобы вечеринка поскорее закончилась.

Расскажите друзьям