Диверсионная вылазка за языком в «Операции Silent Storm»
Редактор отдела культуры
«В моем детстве было несколько важнейших игр, за которыми я проводил часы: The Neverhood (сюрреалистичный пластилиновый квест с саундтреком, который я не забуду и на смертном одре), «Братья пилоты: По следам полосатого слона» (нервные клетки, потраченные на пазл с холодильником, мне никто не вернет), Morrowind (сюжет мне был неинтересен, я просто бродил по лесам и полям). Но даже они в моем сердце борются за второе место, поскольку первое занято подзабытым шедевром «Операция Silent Storm».
Это была тактическая игра на манер X-Com в декорациях Второй мировой. Вначале можно было выбрать сторону и отправляться на небольшие диверсионные миссии: сражаться с противником, брать языков, искать тайники с патронами. Интереснее всего было играть по-тихому, но, если уж вас засекли, начиналось веселье. Благодаря крутому движку почти все на карте можно было сломать, расстрелять, разбить, взорвать и просто уничтожить — физика разрушений впечатляет и сейчас.
Был и еще один финт: банальный с виду сюжет Silent Storm довольно быстро делал финт ушами, превращаясь в конспирологическую фантастику. Террористическая организация «Молот Тора», экзоскелеты-панцеркляйны, лазерное оружие — все это немного расшатывало и без того хрупкий игровой баланс, но приносило массу удовольствия.
Меня до сих пор поражает, насколько быстро эту игру забыли. В 2003 году о ней будто бы говорили все, чей компьютер мог ее потянуть, потом была пара менее заметных сиквелов, и уже ко второй половине нулевых франшиза испарилась.
Впрочем, пару недель назад я на секунду замер в ностальгическом восторге: трейлер новой игры серии Commandos выглядит точь-в-точь как главная игра моей юности — с поправкой на графический прогресс и отсутствие панцеркляйнов. Ни одной из платформ, на которых эта игра выйдет, у меня нет, но если появится возможность запустить ее — возможно, на неделю я пропаду для окружающего мира».
Битва с качками-усачами на спине чудо-черепахи в Golden Axe
СММ-редактор
«Говоря о важных играх моего детства, первыми хочется вспомнить банальнейшие Fallout 2 и Diablo II c дополнением Lord of Destruction, но об этих играх написаны уже миллиарды текстов, поэтому я решил рассказать о чем‑то менее затертом: в памяти возникла Golden Axe от компании Sega. Это ныне практически мертвая серия битемапов в жанре фэнтези, где надо было идти слева направо и бить разных плохих существ — и людей, и не совсем людей.
Маленького меня в этой игре впечатляло многое: на выбор предлагали трех разных протагонистов — мужика-воина, гнома-воина или женщину-воина. В игре можно было оседлать небольшого дракона и крушить врагов верхом, а еще удивляли некоторые уровни. До сих пор помню, как бродил по деревне, расположенной на спине огромной черепахи (также помню уровень на спине гигантского орла!). Была в Golden Axe и крипота: меня почему‑то очень пугали усачи с кувалдами, которые всегда сражались парой и смеялись, если пропустить от них удар.
К сожалению, основная серия загнулась после Golden Axe III в 1993 году, но в 2008-м была попытка возродить «Золотую секиру» — тогда вышла игра Golden Axe: Beast Rider, где, как видно из названия, фишку с ездой на монстрах сделали одним из ключевых элементов геймплея. Увы, игра провалилась, поэтому SEGA объявила, что планирует еще раз обновить Golden Axe только в прошлом году. Пока никаких подробностей об этом нет, но я уже заинтригован».
Секс-просвет и уроки архитектуры в The Sims
Редакторка «Афиши Daily»
«Представьте: жаркое лето, вам одиннадцать лет, а из списка дел на ближайшие три месяца у вас только раздобыть у мамы денег на газировку и чипсы. Чтобы направить бездельную детскую энергию в полезное русло, родители отправляют вас на дачу. А дальше происходит ключевое событие: ваш лучший друг по даче привозит старенький ноутбук с простенькими игрушками вроде «Кузи: Заколдованного зеркала». А потом спрашивает: «А ты знаешь, что такое Sims?» Пару мгновений — вы впервые видите заставку The Sims 2, а ваш мозг бесповоротно трансформируется так же, как у уродливого одноклеточного из Spore, которому пора выйти из океана на поверхность.
Одному богу известно, сколько беззаботных летних часов я потратила на этом симуляторе жизни с тех пор. Нас с другом больше всего прикалывал редактор персонажей.
А после завершения строительства первым делом упражнялись во флирте и отправляли симов заниматься сексом — кат-сцена там была предельно целомудренная, но когда вам одиннадцать, это вызывает необъяснимый восторженный трепет.
Позже у меня появились и The Sims 3, и The Sims 4, которая, естественно, поначалу мне не понравилась. Чтобы не сойти с ума на карантине, я скачала полный репак четвертой части с дополнениями и переоткрыла игру заново — оказалось, можно не только бешено строить дома, но и отыгрывать бомбические ролевки, а также мыльные оперы с вампирами, русалками и чародеями. А с модом Wicked Whims все тем более заиграло новыми красками.
Хотя в комьюнити принято отдавать все лавры The Sims 3 — во многом из‑за открытого мира, — приз моих зрительских симпатий все-таки уходит The Sims 2. Символ беззаботного детства, когда по телевизору крутили Бритни Спирс, а ты повторяла безвкусные луки звезд из журнала «7 дней», который покупала твоя бабушка».
Токсичная маскулинность в The Gladiators: Galactic Circus Games
Инженер по тестированию
«Когда мне было восемь лет, родители подарили мне первый компьютер. В комплекте с ним шло, кажется, несколько десятков дисков с пиратскими играми, но лишь одна из них навсегда осталась в моем сердечке — The Gladiators.
По сюжету американский badass-майор вместе со своим космическим кораблем проваливается в черную дыру, где его и его маленькую армию заставляют сражаться в гладиаторских поединках на арене во имя… выживания? А, нет — во имя любви: там была принцесса, и токсично-маскулинные подкаты нашего героя к ней я запомнил надолго.
Про «Гладиаторов», похоже, знает полторы калеки, но для меня и двух моих друзей это настоящее сокровище. Я помню, как мы в школе обменивались тактиками по прохождению миссий. А они, в духе старых игр, вообще ни разу не были казуальными и даже сейчас мне не поддаются. Ходят слухи, что почти никто не прошел все миссии: в какой‑то момент игра становилась невероятно сложной и нечестной — все как я люблю. Господи, а саундтрек! Я ничего лучше не слышал до сих пор… Ладно, еще Doom может посоревноваться.
Пускай этой игре было суждено кануть в небытие, в моей голове навсегда выгравированы имена Грега Каллахана с его коронной фразой «Потанцуем?», генерала Максимикса и его киборгов, а также господина Фаргасса с его…э-э-э, зергами?»
Битва с Котом в сапогах в «Шреке» и буллинг от страусов из «Мадагаскара»
Новостной редактор
»Ностальгический текст и без «Шрека»? Ну уж нет. Я бы сейчас все отдала, чтобы сидеть после школы и беззаботно прыгать по кувшинкам, выбивать монеты из разбойников и закупаться в магазине «Зелья для веселья от Крестной феи».
В детстве игра казалась длинной и сложной. Особенно драка с Котом в сапогах, когда он устраивает засаду для Шрека в лесу. Попытки вовремя ударить по земле, чтобы оглушить его, не заканчивались успехом — приходилось проходить этот уровень несколько дней.
Любимым персонажем всегда был Кот (когда он уже стал нашим другом). Если Шрек и Осел бегали в основном по лесу, то Кот лазил по трубам, шкафам и даже заводам, а еще преодолевал лазерные препятствия — прямо как в шпионском фильме.
После «Шрека» другой важной игрой детства стал «Мадагаскар» по одноименному мультфильму. Я обожала играть за Глорию, ведь ей только и надо, что съесть перчик и снести все на своем пути. Но, когда в начале игры она поспорила со страусами, что обгонит их в забеге, тогда для меня это был конец.
Слезы текли ручьем, клавиатура была на грани уничтожения, а я — в шаге от детского нервного срыва каждый раз, когда эти выпендрежные страусы обгоняли меня. Но однажды я нашла странный способ мотивировать себя на победу. Нужно было лишь вслух сказать: «Дорогой бог, если ты есть, пожалуйста, помоги пройти этот уровень, и тогда я всегда буду слушаться маму и мыть посуду». И каждый раз это срабатывало. Вот так все вокруг были довольны: уровни пройдены, а посуда вымыта».
«Капитан Коготь» — Кот в сапогах, но пират
Редактор спецпроектов
«После серии игр про принца Персии, рыбку Фредди и неидентифицируемое существо Кузю (позже оказалось, что это тролль) в детстве я больше всего любила платформер «Капитан Коготь».
Бывалый кот-пират, капитан Натаниэль Джозеф Коготь проигрывает сражение и попадает в темницу. Там он случайно находит записку с отрывком карты и посланием, в котором говорится об амулете девяти жизней — артефакте, дарующем бессмертие. Коготь планирует побег и отправляется на поиски новых фрагментов.
Позже, уже из соцсетей, я узнала, что разработчики сняли целый мультфильм, отрывки из которого в качестве кат-сцен между уровнями рассказывают о приключениях Когтя. Первую сцену показывают сразу же при запуске игры — но я, вероятно, всегда ее пропускала.
Игра казалась мне очень атмосферной: мне нравились объемная и реалистичная рисовка персонажей (в сравнении с другими играми, которые были у меня), красивые, продуманные локации, блестящие предметы-сокровища и бонусы, естественные движения главного героя: если с ним не взаимодействовать, он плавно покачивается и иногда напоминает о себе, а не стоит неподвижно (сейчас этим, конечно, никого не удивить). В игре отличная озвучка, музыка и спецэффекты: монеты и бонусы собираются со звонким приятным звуком.
И главное — это очень сложный платформер. В игре 14 уровней, но сколько бы я ни пыталась ее проходить, мне никогда не удавалось продвинуться дальше четвертого. На каждом ждут новые ловушки, развилки, тайники, странным образом расположенные сокровища, дающие дополнительные очки. Тем не менее я снова и снова возвращалась, чтобы хотя бы исследовать те уровни, которые могла открыть.
«Капитан Коготь» — игра, определенно достойная ремастера. Я бы с удовольствием вернулась к ней — и попробовала дойти хотя бы до пятого уровня».
Путешествие из Минска в Лос-Сантос и в десятки других миров
Музыкальный редактор
«Если мы говорим про игры и ностальгию, то здесь очень удобно разбивать все на эры.
Сперва, конечно, эпоха Sega Mega Drive. Моя первая приставка и начало погружения в мир игр. Забавно, что я никогда не играл на «Сеге» в «Соника» (хотя, казалось бы), зато часами залипал в «Червяка Джима» в его дурацком скафандре, поражался яркости Comix Zone, впервые злился из‑за сложности игры в Battletoads и раз за разом проходил игру про Черепашек-ниндзя с подзаголовком The Hyperstone Heist. Она неожиданно всплыла в моей жизни много лет спустя. Однажды мы с тогдашним коллегой по The Flow Андреем Недашковским оказались в гостях у Коли Редькина. У него как раз стояла ретровая «Сега», где были и «Черепахи». Мы с Андреем их взяли и на чилле прошли — лучший тимбилдинг в моей жизни.
Эра вторая — PlayStation 1. Как‑то посреди дачного лета меня разбудил дедушка, который только приехал из Минска. Вытащил из комнаты и вручил какую‑то здоровенную коробку. А в ней — еще одна серая коробка с парой круглых кнопок и странным разноцветным логотипом. И куча дисков каких‑то. Это была первая «Плойка», с которой я провел невероятно много времени.
Абсолютно все «Бандикуты» — навсегда в сердце. Раздражение из‑за самых сложных уровней первой части, злость на кривую пиратку, из‑за которой я так и не прошел вторую часть, и абсолютный восторг от красочности и разнообразия геймплея в третьей. Я понимаю, что ультимативный карт-рейсинг — это «Марио», но у меня была «Плойка», поэтому с родителями мы играли в Crash Team Racing. А мама обижалась, когда на самом финише я подбивал ее ракетой, чтобы выиграть гонку.
С пацанами на даче мы быстро разобрались, что FIFA — это какая‑то мыльная лабуда, а вот игра со странным названием ISS Pro Evolution 2 — это красота. Так я впервые залип в PES и выстроил там в клубе North London свою команду мечты.
Ну и Tekken 3. Кто не раздавал корешам по лицу за Эдди (и в свою неочередь не получал от отчима, который всегда играл за Кинга), у того детство было не такое яркое и радостное, как у меня.
Эра третья: у меня дома появился ПК. Про страсть к Football Manager уже рассказывал отдельно и даже слишком подробно, поэтому здесь — только святая классика. Я прошел весь Need for Speed: Most Wanted на Audi TT, изучил каждый миллиметр насмерть забагованной (но все равно любимой) игры «Корсары 2». Чувствовал себя тупым, когда открывал гайды, чтобы разобраться в этой ужасной локации в Syberia. Вылечил себя от вампиризма в The Elder Scrolls IV: Oblivion. И это даже не говоря про святой набор кодов nuttertools + seaways + aspirine из GTA: Vice City.
Но абсолютно главное геймерское впечатление в жизни — это прекрасный день в 2005 году, когда мы с корешем скинулись по 6000 беларусских рублей, чтобы купить GTA: San Andreas. Пришли ко мне, установили — и на пару минуту замерли в детском восторге от той самой открывающей кат-сцены. А потом — Aww shit, here we go again, и быстрее на ближайший велосипед».
«Как достать соседа» как средство создания социальных связей
Дизайнер
«Компьютер у моей семьи появился, когда мне было лет семь. Конечно же, он предназначался «папе для работы», хотя папа играл в Need for Speed на нем чаще, чем работал. Мы с сестрой тут же вычислили, где находится ближайший ларек с CD-дисками, и закупились всем необходимым. Она купила The Sims 2 с дополнениями, а я все возможные игры про Барби. Меня до сих пор поражает разнообразие и увлекательность этих игр, потому что вместе с Барби я и украденную лошадь спасала, и модные показы организовывала, и каталась на коньках в замке. Мне очень нравилось, что во многих играх про Барби не было четкого финала, можно было повторять одни и те же действиях много раз, меняя детали, и все равно получать от этого удовольствие.
Следующей обсессией стала игра про Кузю, хотя я так и не разобралась в сюжете и не прошла игру до конца: у меня была версия без перевода на русский язык, я просто не понимала, что делать. Но часами пыталась разобраться, бродила по подземельям и лесам и смотрела видеовставки.
Еще одной важной игрой моего детства стала «Как достать соседа». Иронично, но мой лучший друг жил в соседней квартире и игру показал мне именно он. Мы играли в нее вместе, а потом по очереди. Соревновались, кто быстрее сможет пройти уровень, даже пытались повторять какие‑то пранки из игры друг над другом. Обе части «Как достать соседа» проходили по несколько раз и годами к ним возвращались. Даже перепрошла первую часть пару лет назад: эта игра и сейчас кажется крутой и актуальной.
«Весь мой опыт с видеоиграми всегда был связан с семьей и друзьями.
Ненависть к фашистам против красного диплома пензенского университета
Маркетолог
«Всегда говорю, что видеоигры — это главная причина, по которой я не окончил университета с красным дипломом. Каждый раз, когда выбор вставал между работой над курсачом (у которого сроки сдачи, разумеется, были на следующее утро) или очередной попыткой подрыва крейсера в норвежском порту из тринадцатой миссии Commandos, я решал, что ненависть к фашистам для меня сильнее, чем любовь к макроэкономике.
Когда я вспоминаю времена появления в доме первого мощного компьютера, в памяти сразу всплывает Heroes of Might and Magic IV. Наверное, многим это покажется странным, но лично мне четвертая часть серии нравилась больше, чем третья или пятая.
Второй важной игрой моей молодости был уже упомянутая Commandos: Behind Enemy Lines. Впервые поиграл в нее в шестом классе дома у единственного друга, который в то время уже был счастливым обладателем собственного компьютера, после чего перепроходил десятки раз. Для меня это был просто мозговзрывательный опыт взаимодействия с миром, который жил по своим уникальным правилам. Каждый игровой персонаж обладал особым набором способностей и гаджетов. Для каждой миссии можно было придумать десятки стилей прохождения. До сих пор не понимаю, почему гений — Кодзима, а не ребята из Pyro Studios. Кстати, пару лет назад я решил еще раз перепройти Commandos, и, несмотря на то что это игра 1998 года, я снова пережил все те же эмоции, что и в шестом классе.
Закрыть список я хочу великолепной стратегией Stronghold. Ее особенность в том, что, выстраивая замки, развивая сельское хозяйство, нанимая лучников и копейщиков, меня не покидало чувство, что в средневековой Англии или Франции быт и хозяйство были устроены так же, как и в игре.
Я был уверен, что, следуя геймплею, можно реально изучать историю, а победив финального лорда Волка, защитить историческую диссертацию, настолько логика игрового мира казалась достоверной. А какой там был помощник! Какие он умел корчить рожи, когда произносил сакраментальное «Ваша популярность падает!», до сих пор вспоминаю — и сердце екает. Эта игра для меня также прошла проверку временем, и я с удовольствием перепрошел ее несколько лет назад».
Как через всю жизнь пронести любовь к фиолетовому дракончику
Дизайнерка
«В детстве у меня была консоль PlayStation 1 и великое множество дисков с играми, доставшимися мне от двоюродной сестры. Был там и упомянутый выше Crash Bandicoot, и FIFA, и Bugs Bunny: Lost in Time, и чего только не было. Многие из них были достаточно увлекательными, но самой важной и дорогой моему сердцу остается серия Spyro, в которую я играю снова и снова большую часть своей жизни.
Спайро — маленький фиолетовый дракон, которому постоянно приходится спасать мир вместе со своим лучшим другом и по совместительству индикатором здоровья стрекозой Спарксом. Спайро довольно саркастичен и даже может язвить, однако никогда не откажет в том, чтобы прийти на помощь.
Я обожаю конкретно трилогию Spyro the Dragon, Spyro 2: Ripto’s Rage! и Spyro: Year of the Dragon, созданные великой студией Insomniac Games. Так получилось, что PS1 с каждым годом тупил все сильнее: загрузочный экран мог висеть минут двадцать, прежде чем начинала грузиться игра, что усиливало предвкушение. В один из ужасных дней моей юности «Плойка» померла совсем… К большому счастью, студия Toys for Bob в 2018 году к 20-летию серии разработала очень красивый ремейк Spyro Reignited Trilogy, сохранив все детали геймплея, в том числе на ПК. После выхода ремейка я играла в Spyro практически постоянно на протяжении пары лет.
Я люблю все три части игры про фиолетового дракончика, но вторая, Spyro 2: Ripto’s Rage!, для меня самая родная: я буквально выросла в красочных мирах Авалара, неоднократно рисовала в детстве пейзажи любимых уровней, помню их наизусть, что, однако, не мешает мне с большим удовольствием проходить эту часть снова и снова. По-прежнему никогда не скипаю заученные наизусть кат-сцены, где время от времени можно послушать, как жители Авалара занимаются эмоциональными поглаживаниями Спайро за неоценимую помощь.
Вся игра наполнена классными, но довольно безобидными (все же дети играют) гэгами — я уже лет 20 как хочу признаться в любви одному из второстепенных антагонистов, очаровательнейшему вору яиц, за абсолютно гениальную озвучку его смеха. Саундтреки для всех трех частей Spyro писал Стюарт Коупленд из группы The Police. Они действительно заслуживают особого внимания. Спасибо, Insomniac, у нас было лучшее детство».
«Танчики» на черно-белом телевизоре и все квесты мира
Специалист группы B2B-поддержки
«Если вспоминать игры из раннего детства, то в памяти всплывает Battle City (она же — «Танчики»), в которую я любила играть на черно-белом телевизоре, а то у цветного, по словам отца, «кинескоп сядет». А еще Prince of Persia: в нее играл брат, а я смотрела и ждала, когда принц спасет принцессу.
Потом брат купил свой первый компьютер, и мы играли в Heroes of Might and Magic IV. Запомнились ведьмы, берсерки и лучники: обожала их, сильные воины. Графика тогда казалась невероятной, конечно, особенно после Dendy.
В студенчестве устроилась продавцом-консультантом в магазин, где продавались диски. Сначала у нас продавались только пиратские игры, а позже появились и лицензионные. Мы с ребятами обязаны были в них играть, чтобы делиться впечатлениями с покупателями. Шутеры я не любила, поэтому давала поиграть брату, слушала его отзыв и шла на работу, наполненная знаниями. Но моя любовь — это квесты. Мне кажется, я прошла все, что тогда были: Syberia, «Ненси Дрю», Dreamfall, «Шорох», «Таинственный остров». Еще мое сердечко покорили серии The Sims, Fallout, S.T.A.L.K.E.R. и F.E.A.R.
Я благодарна детству, юности и разработчикам за возможность увидеть и поиграть во все это: теперь есть что вспомнить».
Warcraft III как повод собраться с друзьями и проводник в мир киберспорта
Тимлид
«Многие культовые игры моего детства ребята уже перечислили, но еще одну я точно могу выделить — это Warcraft III. Помню это ощущение, когда ты во что бы то ни стало проходил миссию, лишь бы узнать, что же дальше приготовили сценаристы!
После сюжетной кампании этой игры, я окунулся и в киберспортивную тему. Это было время dial-up-модемов, и приходилось занимать телефонную линию, чтобы поиграть с друзьями онлайн. А если родители выгоняли из‑за компьютера, мы шли в компьютерный клуб и продолжали рубиться там. Пару раз мы даже пробовали свои силы в турнире. Призовых мест, конечно, не заняли, но сама атмосфера была клевая.
Разработчикам нужно отдать должное: за счет встроенного редактора для Warcraft III было сделано множество интересных карт, например, культовая Dota, которая сегодня и вовсе отдельная игра».
Gothic — великая, но проблемная серия игр, которую спасла фанатская любовь
Разработчик
«Одна из немногих игр, имеющая тонны модификаций, — это Gothic! Почему она? Действительно ли модификации так важны? Обо всем по порядку.
Первая Gothic повествует о приключениях безымянного героя в горнодобывающей колонии. События разворачиваются так, что к концу прохождения ты вспоминаешь начало игры как нечто очень далекое. Атмосфера приключений в Gothic чувствуется сразу, саундтрек как будто передает настроение каждого кустика, буквально все в игре говорит о том, что ты здесь надолго, если не навсегда.
Но отпускать ничего и не нужно, ведь есть вторая «Готика». Сохранив основы геймплея, разработчики улучшили и разнообразили игру, добавив кучу новых фишек. Еще для второй части выходил аддон Die Nacht des Raben, который добавил новую сюжетную кампанию и квесты, но для меня лично это часть основной игры, так как качество дополнения ничуть не уступает оригинальной «Готике».
На этой ноте для меня и для большей части фанатов серия Gothic заканчивается, ведь дальше была третья часть, которая растеряла былой антураж и превратилась в проходную RPG, а позже c серией происходили и гораздо более жуткие метаморфозы (да-да, Arcania, речь о тебе!).
Но франшизу спасали ее фанаты: комьюнити до сих пор делает разные моды для «Готики», причем некоторые из них добрались до платформы Steam как отдельные самостоятельные игры. На базе «Готики II» создано невероятное количество модов, а некоторые из них настолько масштабные, что в несколько раз увеличивают количество контента в игре по сравнению с оригиналом и меняют ее до неузнаваемости. Фанаты серии играют в эти модификации до сих пор, играю в них и я».