Почему игра «Альтушка для скуфа» — это искусство

24 апреля 2024 в 17:00
Фото: Terletski Games
Визуальная новелла «Альтушка для скуфа» уже попала в топы продаж Steam. Но что представляет из себя проект, если отбросить мем-составляющую и фигуры ее создателей — комиксиста Виталия Терлецкого и художницы Rikani? Есть ли в этой игре, собственно, игра? Алексей Нимандов отправился за альтушкой, чтобы выяснить это.

В этом году мне будет 33 года. По вечерам у меня иногда болят колени, большую часть жизни провожу дома, сидя за компьютером, и чтобы не заплыть жиром, я вынужден заниматься спортом и следить за питанием. Полагаю, такие вводные дают мне право считать себя начинающим скуфом, так что «Альтушку» я запускал, будучи максимально вовлеченным: может, в конце произойдет какая‑то магия, и милая эмо-герл окажется настоящей? К сожалению, издатель комиксов Виталий Терлецкий и художница Rikani не сделали опыт настолько иммерсивным, но все равно смогли удивить.

«Альтушка для скуфа» поначалу кажется уже сто раз пошученным приколом, но все самое интересное начинается во второй половине игры, где появляются, собственно, сами альтушки. Их три: готка Ксюша, няша-стесняша Настя и чудачка с замашками Харли Квин — Алиса. Радует, что это не просто образы для порнографического фан-арта (впрочем, наверняка его уже рисуют), а три полноценные героини со своими характерами и стимулами. Подробнее об этом рассказать не могу, иначе получатся спойлеры, так что просто знайте — несколько неожиданных сюжетных поворотов гарантировано, игру точно придется пройти не один раз.

Радует, что, несмотря на лаконичный формат и некоторую абсурдность истории, в новелле довольно продуманный лор. Терлецкий не стал лишать альтушек субъектности и превращать их в безвольные игрушки для похотливых скуфов, а изящно объяснил, как работает программа «Альтушка с „Госуслуг“» и для чего все это нужно. Попутно сюжет немного касается темы феминизма — например, Алиса недовольна, что в ней видят лишь сексуальный объект, а Настя может отругать героя за пассивный образ жизни и эгоистичность в отношениях с девушками.

Самому протагонисту тоже непросто — для обретения альтушки придется пройти допрос с пристрастием, показать справку 2-НДФЛ, рассказать о качестве зубов и даже размере члена. Всё потому, что альтушки хотят связать себя узами няшанья лишь с достойными скуфами, а не абы с кем. Конечно, можно соврать — указать неверный вес или приписать лишнюю цифру к длине полового органа, но у всякого выбора будут последствия, часто совершенно неожиданные: например, разочарованная альтушка может просто выключить игру, и вас выбросит на рабочий стол вашего настоящего компьютера. А потому что не надо врать про 20 сантиметров!

Теперь к минусам. За что новеллу хочется поругать, так это за долгую раскачку. Сюжет начинается с будничных процедур главного героя — например, похода в туалет и поедания пиццы, и читать это не особо увлекательно. Тексту недостает остроумия и гладкости (обороты типа «характерные вращательные движения» и «наличие источника направленного света» режут глаз), а все выборы, которые на данном этапе предлагает игра, мнимые и никуда не ведут. В целом эту часть игры можно было бы и вовсе вырезать и сразу посадить скуфа за компьютер, чтобы выбирать тяночку на «Скуфуслугах». Да, и без того короткая история стала бы еще короче, но зато плотность интересностей бы выросла.

Есть вопросы и к озвучке в исполнении музыканта Пророка Санбоя, который то как‑то странно проговаривает текст, то немного невпопад интонирует. Но тут мне и самому хочется ударить себя по рукам за духоту — все-таки перед нами не полумиллиардная «Смута», а маленькая фантазия по мотивам мемов. А так как мемы, словно лучшие годы жизни, скоротечны, «Альтушку для скуфа» было необходимо выпустить как можно скорее. Если же полировать текст и заставлять Санбоя переписывать не самые удачные дубли, то игра, возможно, и стала бы чуть качественнее, но выглядела бы как Стив Бушеми из мема How Do You Do, Fellow Kids? — запоздалая шутка, которая стала кринжем.

Но в итоге проект все равно оставляет положительное впечатление. Чтобы выбить все концовки и узнать историю каждой альтушки, вам потребуется примерно два часа. После этого появляется чувство, что в игре есть душа — некая эфемерная величина, о которой любят порой рассуждать геймеры.

Неоднозначное начало новеллы будто бы занижает ожидания, но потом сюжет затрагивает сразу несколько тем, о которых хочется задуматься: нормально ли жить так, как живет главный герой? Для чего людям нужны отношения? Всегда ли стоит доверять (или не доверять) незнакомым красоткам? А насколько вообще адекватна ситуация, в которой (даже в шутку) юных девушек предлагают раздавать подпивасным стареющим мужикам, как вещи? Не пора ли сходить к стоматологу?

В некотором смысле Виталий Терлецкий и Rikani создали не просто геймификацию мема, а некое постмодернисткое произведение, которое осмысляет мем-прародитель и кое‑что добавляет к нему. А если обратиться к тезису, что игры — это искусство (что правда!), то «Альтушка для скуфа» им точно является.

Расскажите друзьям