Игра хорошая?
Отличная. Это короткое и захватывающее приключение семилетнего мальчишки летом 1996 года. В полуинтерактивном формате обыграны все главные ритуалы 1990-х: сбор вкладышей от жвачки Turbo, беготня с пацанами вдоль бетонного забора и, например, выслушивание нотаций от сидящей на лавке бабушки: «Опять без свитера! Продует».
Как играть?
Примерно как в Night in the Woods © Infinite Fall.. Если вы с ней не знакомы, то можно сказать, что «Санёк» — это что‑то вроде квеста, только без головоломок. Да, вы кликаете по предметам и общаетесь с персонажами, но интеллектуальных вызовов игра вам почти не бросает — вы воспринимаете историю, не отвлекаясь на геймплей.
Я не застал 1990-е. Чем может меня заинтересовать «Санёк»?
Как доказывают «Слово пацана» и «Мир! Дружба! Жвачка!», не обязательно быть свидетелем эпохи, чтобы испытывать по ней ностальгию. Будто ложные воспоминания из «Призрака в доспехах», память о 1990-х каким‑то образом сохранилась в каждом жителе СНГ, и мы все грустим о беззаботном, безвозвратно ушедшем детстве.
Чтобы разобраться в фантомной ностальгии по юности на постсоветском пространстве, мы поговорили с авторкой «Санька» Валей Северин.
— «Санёк» — ваша первая игра?
— Да, она выросла из моего студенческого творчества. Я училась на факультете геймдизайна НИУ ВШЭ, и демоверсия «Санька» — это моя дипломная работа.
— Трудно ли было найти финансирование?
— Непросто. Мы питчилиПитч — короткая демонстрация игры. При помощи питчинга разработчики находят издателя или инвестора. проект полгода и постоянно получали отказы. Нам говорили, что жанр point-&-click-квеста никому не нужен, он не приносит денег. Мы уже почти сдались, но тут вдруг пришел ответ от фонда Bright Gambit, который делает небольшие инвестиции (до $10 000) в игры с упором на нарратив. Их помощь не смогла окупить наши затраты, но сам факт того, что кто‑то, кроме нас самих, поверил в «Санька», придал уверенности.
— Вспомните, пожалуйста, главный визуальный образ, с которого началась разработка.
— Действительно, такая сцена есть, и мы переделывали ее несколько раз. Это комната Сани с кроватью, постером на стене и окошком, из которого льется такой теплый, теплый свет. Этот образ у меня ассоциируется с беззаботным детством.
Эта комната стала самым ярким объектом, центром нашей игры. От нее все и пошло.
— Насколько я понимаю, вы не застали 1990-е, но тем не менее «Санёк» посвящен ностальгии по ним.
— Так и естьВаля родилась в 1999 году.. Во-первых, я действительно моложе Санька, но мой муж (программист игры) — его ровесник, и именно он настоял на том, чтобы действие происходило в 1996 году, а не каком‑то неопределенном межвременье.
Во-вторых, мне кажется, что 1990-е — это собирательный образ, представляющий Россию в самые разные годы. Есть ощущение, что в провинции 1990-е не закончились до сих пор.
Провинциальный стиль жизни, скажем, 1997 и 2002 годов зачастую очень схож, поэтому уточнять даты не так уж и важно. Но стоит произнести «девяностые», и у всех возникает один и тот же универсальный образ.
— 1990-е — это и есть Россия?
— Скорее, Россия из прошлого, образ из воспоминаний.
— Назовите ваш личный топ-3 главных тотемов 1990-х.
— Надо подумать. Пожалуй, такой:
- Металлические ешкиДетали трансформаторов в форме букв Е или Ш, на которые наматывалась проволока.;
- YupiПорошковый напиток. Вы засыпали смесь в стакан, разбавляли ее водой, а потом пили. ;
- Жвачка Turbo © Ютуб-канал Tomas Gaud. Вкладыши с автомобилями были популярны у подростков. Ими менялись, собирая коллекцию.
— Игра получила и порцию негативных — на мой взгляд, неуместных — отзывов за то, что эпоха в ней показана неправильно.
— Да, что только не пишут. Обобщенная претензия выглядит так: «В 1990-е на улицах убивали людей, я ничего не ел, родителей не было, и щенок у меня умер, а у вас он жив».
— Можете что‑то ответить на такую критику?
— Мне кажется, эти люди просто не играли в «Санька». Родители главного героя вкалывают на двух работах и не появляются дома. Мама все время грустная и постоянно плачет, да и Санёк играет во дворе, предоставленный самому себе. Но мы умышленно не делали фокус на негативе. Взгляд ребенка отличается от перспективы взрослого, поэтому мир Санька наполнен радостью, несмотря ни на что.
— Во что вы сами играете?
— Я люблю Minecraft, хотя это песочница, которая совсем не похожа на ту игру, что сделала я. Еще мне нравится Disco Elysium. Я готова перепроходить ее снова и снова, вчитываясь в каждое предложение.
— Гости рубрики «Люди, которые играют в игры» обожают ее. Можете вспомнить какой‑то щекотливый момент морального выбора?
— Честно говоря, нет. Еще до того, как начать играть, я выбираю, кем быть — например, хитрым, но слабохарактерным интеллигентом или сильным и стойким, но беспринципным мерзавцем. Как только выбор сделан, я просто отыгрываю роль. Стоит один раз принять, что ты негодяй, и дальше решения даются без проблем.
— Будь у вас неограниченный бюджет и талантливая команда, собранная из любых специалистов на ваш выбор, какую игру вы бы сделали?
— Я думаю, это был бы immersive sim© Arkane Studios. Жанр, предполагающий максимальное погружение в игровой мир. Каждую задачу можно решить несколькими способами, например убив всех врагов или незаметно прокравшись за их спинами.. По-моему, это самый сложный в исполнении жанр. Полировка таких игр занимает годы, а раз вы сказали, что бюджет неограниченный, то время можно будет сократить.
«Санька» можно купить в Steam. Вот инструкция по пополнению кошелька из России.