«Петька и Василий Иванович» — серияВышло аж 9 частей. игр, давшая начало специфическому поджанру «русский квест». Вы кликали мышью по объектам на экране, собирали предметы в инвентарь и взаимодействовали с персонажами. Простая по нынешним меркам механика компенсировалась яркими персонажами и бодрым юмором. «Петька и Василий Иванович» стала народной игрой.
Наш сегодняшний собеседник — Олег-Олаф Гудвин (Захаров), художник, сценарист и один из идейных вдохновителей «Петьки…».
Как игра выросла из тетрадных рисунков
Персонажей я разработал еще в школе. В то время я сильно заикался и потому был нелюдим. Мне хотелось общаться со сверстниками, быть на их уровне. Тогда я решил подступиться к ним через рисунки. Ими я заполнял целые тетради. Тогда я еще не знал слова «комикс» и называл их приключениями. Мои тетради передавали из руки в руки: сначала брали старшеклассники, потом они как‑то добирались до младших классов, а после и вовсе оказывались в соседней школе. Учась в 8–9-м классе, я уже стал художником, популярным в двух школах.
Обычно я брал персонажей из какого‑то фильма — динозавров, роботов или героев «Звездных войн». Потом догадался провести что‑то вроде замера общественного мнения. В те времена на прилавках лежали тоненькие книжки с анекдотами — про Штирлица или с армейским юмором, но особенно популярен был Чапай, настоящий народный герой. Я понял, что истории про него находят самый сильный отклик у аудитории.
После школы я на некоторое время забросил рисунки, но меня нашли старые знакомые, сказали, что делают игру, и предложили оживить моих персонажей за счет анимаций и геймплея. Началась разработка «Петьки и Василия Ивановича». В названии я поставил Петьку впереди Чапаева, ведь в игре именно он выполнял все действия, а Чапаев — командир, ему положено только командовать.
Игровая разработка в лихие 90-е
Бандиты на нас не наезжали, но времена все равно были веселые.
Наш офис находился на втором этаже жилого дома. Пожилая женщина-управдом отчего‑то нас сразу невзлюбила и постоянно ходила скандалить. Говорила, что мы пачкаем подъезд и чуть ли не гадим в лифте. К нам тогда приезжали художницы, которые на аутсорсе рисовали фоны для «Петьки и Василия Ивановича», — управдом ругалась, что это проститутки. Ходила по квартирам, собирала подписи против нас и натравила на нас участкового.
И вот в выходной день нагрянули сотрудники правопорядка и устроили обыск. Нашли пластмассовый игрушечный пистолет, положили его в пакет и с ним повели в отделение. Как сейчас помню, один из милиционеров был в черных очках и с зубочисткой в зубах, прямо как Сильвестр Сталлоне©Warner Bros. из фильма «Кобра». В отделении они объявили, что сейчас будут меня пытать до тех пор, пока я не расколюсь.
Как в принципе можно такое осуществить? Нужны раздвигающиеся стены. Вот еще одно подтверждение того, что они там боевиков пересмотрели.
В итоге я прикинулся дурачком, сказал, что ничего не знаю и колоть меня не за что. Через некоторое время меня отпустили, так и не прибегнув к пыткам. Видимо, это юмор у них такой был.
Источники вдохновения
Я брал все из жизни. Увидел красивый закат — нарисовал. Заметил интересную игру облаков на небе — сделал набросок. Многое почерпнул из своих поездок на дачу к бабушке: дома в стиле «Свадьбы в Малиновке», холмы, обтекающие их дорожки… Колорит юга России ни с чем не спутаешь.
Я занимаюсь цветоведением и целенаправленно добавил в игру много ярких и сочных оттенков. Оранжевый пробуждает аппетит, красный заряжает энергией, в том числе и сексуальной, а желто-зеленый расслабляет зрачки глаз.
Прототипами Петьки для меня были Иванушка-дурачок, бравый солдат Швейк или, например, Иван Чонкин. Все это обычные люди, они не супермены, но всегда справляются с неприятностями. В таком стиле я хотел создать своих героев.
Day of the Tentacle и другие классические квесты
Первый квест, который я увидел в жизни, — GoblinzGoblinz, между прочим, до сих пор существуют. Недавно вышла Gobliiinz 5.. Любимый квест тех времен — Broken Sword (такая там атмосфера, пейзажи, осенние листья). Но главным ориентиром для «Петьки…» стал Day of the Tentacle. Персонажи там перемещались в прошлое, меняли его, потом возвращались в откорректированное будущее — было очень интересно.
Свои головоломки мы со Славой Письменным решили сделать слегка нелогичными (иначе слишком легко было бы пройти) и смешными, немного абсурдными. Например, вы нашли деревянные весла, а где‑то недалеко есть лодка. Решение намечается само собой, но на самом деле весла надо рубить топором на дрова, чтобы потом растопить баньку для Анки. Или вот мое любимое задание с кокосами. Вы их собрали, дальше кажется логичным их съесть или кого‑то ими ударить. Вместо этого кокосы нужно засовывать в бюстгальтер, чтобы перевоплотиться в Анку.
Страницы из готовящегося к выпуску арт-бука про Петьку и Чапая. В нем Олег подробно рассказывает о секретах и сложностях создания игры.
Первая книга серии «Петька, Анка и Чапай — стражи истории»
Связь массажа и живописи
Я горжусь тем, что всего в жизни добился самостоятельным изучением и глубоким погружением в тему без классического академического образования — как в художественном плане, так и в массажном и мануальном деле. Я с детства любил пощупать позвонки: у собаки, кошки или младшего брата. Потом это слилось с моим знанием художественной анатомии, которое необходимо для изображения людей. Сейчас у меня обширные познания в той и другой теме — я пишу художественные книги для детей и пособия для мануальных терапевтов; веду тренинги вот уже более десяти лет. На визитках пишу обычно абсурдные профессии: массажист-дизайнер или поэт — мануальный терапевт.
Конфликт с «Букой» и возможные продолжения
У игры есть комьюнити преданных поклонников, которые до сих пор присылают мне трогательные поделки. В конце 90-х «Петька» стал хитом, причем не только в России — благодаря ему мы смогли преодолеть кризис 1998 года.
Но сейчас серия не так популярна, как раньше. В 2016-м издатель «Бука», которому принадлежат права на игру, вложился в ремастер первых трех частей. Он, к сожалению, не окупился, поэтому в продолжение инвестировать не хотят. Я думаю, что можно попробовать собрать деньги силами комьюнити, например через «Бумстартер». Для истинных ценителей оригинальной игры 1998 года у меня сохранилось несколько раритетных плакатов. Еще я работаю над книжным сериалом «Петька, Анка и Чапай — стражи истории». Подробнее о нем можно почитать вот здесь. Позже он, надеюсь, превратится в телесериал. В нем я могу сыграть Чапая — возраст как раз подходящий. Ждите новостей.