— Есть ли какая‑то связь между играми и твоим творчеством? Было ли такое, что ты поиграл и вдохновился на стендап?
— Связь есть, но только с хорошо написанными играми. Например, The Last of Us 2 — игра про неспособность простить. Я прошел ее и начал загоняться, а кого я не простил в своей жизни. Эта игра удивительна тем, что мне в ней некомфортно, но она все равно затягивает. Или вот Disco Elysium — там вообще слишком много параллелей c моим детством в Железногорске.
— Я догадывался, что в какой‑то момент зайдет речь о ней, но не думал, что это случится так скоро. С кем из Disco Elysium ты мог бы себя ассоциировать?
Но в первую очередь с Кимом Кицураги©ZA/UM. «Устал от этой херни, но вынужден здесь находиться» — это мой стиль. Роберт Курвиц, автор Disco Elysium, написал книгу о ее мире. Она на эстонском, но я вчера полез в какие‑то дебри интернета и отыскал чуваков, которые нашли половину перевода на русский и половину на английский и сейчас используют нейросеть, чтобы их совместить. Очень жду и хочу почитать.
— Вспомни, пожалуйста, какой‑нибудь выбор из Disco Elysium, который тебе особенно трудно дался.
— Там есть сцена©ZA/UM, в которой ты должен рассказать женщине о том, что ее муж погиб. Она отрицала это в начале игры, а теперь ей предстоит узнать, что он лежит на пирсе мертвый. И выбора никакого нет: есть только один вариант реплики. Я проходил Disco Elysium три раза и все три раза сохранялся перед входом в ее дом, а бывало, что просто выходил из игры и бесконечно откладывал на потом этот момент. Говорил себе: «Ну скажу ей об этом завтра, сегодня другое что‑то поделаю».
Грустно, что дела у разработчиков сейчас идут плохо, там какая‑то криминальная история. Я недавно встречался с друзьями в Тель-Авиве, и они тоже были озабочены, потому что мы все хотим купить мерч Disco Elysium (например, куртку как у Кима), а раз студию отжали, то, получается, мы поддержим рейдеров. В итоге сошлись во мнении, что купить один предмет все-таки можно.
— Решение в стиле Disco Elysium!
— Точно. Свободный рынок.
— Ну да, не коммунизм. К слову о свободе. Твоя любимая GTA — San Andreas. Почему именно она? Как раз из‑за свободы?
— Да. Как только возникла возможность путешествовать по миру игры, я сразу бросил миссии и начал кататься куда глаза глядят. Простое ощущение, что ты в каком‑то теплом месте, тебе комфортно и ты можешь заниматься всем, чем хочешь, оказалось ценнее возможности идти дальше по сюжету, чем я и воспользовался.
— Про Football Manager. Как ты в него обычно играешь?
— Я всегда стараюсь взять какой‑нибудь курский «Авангард» и вести его к вершинам. Сначала у тебя нет денег и игроков не хватает даже на стартовый состав, а потом — суперкоманда и победа в Лиге чемпионов. Мне нравится представлять, что я привожу в Курск ее кубок. Еще я люблю открывать недооцененных молодых футболистов. Это, вероятно, оттого, что я очень хотел, чтобы меня так когда‑то нашли, — но этого не случилось, пришлось пробиваться самому.
— А сейчас ты играешь в Football Manager? Он у тебя установлен на ноутбуке?
— Был, но я удалил его недавно. С таким заряженным FM ноутбуком поездки на концерты превращаются в легальные поводы, чтобы спокойно поиграть. То есть вот я в отеле, концерт закончился, делать нечего, вокруг никого нет — отчего бы не поиграть еще немного? Так и подсаживаешься.
— Я знаю, что другая твоя любимая игра — это «Сибирь». Мне она почему‑то никогда не нравилась. Можешь мне ее продать?
— Могу. Представь, что ты живешь в маленьком провинциальном индустриальном городе, изолированном от остального мира…
— Это в игре?
— Нет, в жизни. У тебя нет доступа ни к какому контенту, но есть диски от игровых журналов, которые передаются от одного человека к другому. На одном из таких дисков я и нашел демку «Сибири». Не сказать, что я сошел с ума от того, насколько она классная, но было неплохо. Потом прошел полную версию.
Рецепт очень простой: убери все остальные игры, а заодно и сериалы, и музыкальные стриминги. Поголодай так годик — и тогда «Сибирь» точно зайдет.
— Продано! Интересно, что ты еще любишь Broforce©Devolver Digital. Аркадный боевик про героев 80-х и 90-х. Всех их зовут бро: Броминатор, Бробокоп, Рэмбро и так далее.. Это большая редкость в нашей рубрике — Disco Elysium вспоминают все, а вот поклонников Broforce, кроме тебя, больше нет. Как ты вообще о ней узнал?
— Я спросил у кого‑то из комиков в Москве, во что можно играть вдвоем, и мне посоветовали Broforce. Оказалось, что это идеальная игра: я прохожу ее, пытаюсь всем вокруг навалять, а моя жена под землей аккуратно ползет к финишу.
— Придумай, пожалуйста, нового бро.
— Анатолий Бродукалис. У него два режима: неистовая ярость и, наоборот, приступы доброты и нежности.
— Супер. Если он будет в DLC, я куплю эту игру. Остался последний вопрос, но ты, кажется, на него уже ответил. Будь у тебя неограниченный бюджет и талантливая команда, ты бы сделал игру про ментов?
— Нет. (Денис вдруг стал серьезным. — Прим. ред.) У меня была идея сделать игру в духе Fallout Tactics, но про российскую семью, которая выбралась из какого‑то убежища и ищет пригодное для жизни место, путешествуя по России, разрушенной ядерной войной. Они идут и попутно спорят о том, кто виноват — либералы или патриоты — и как вообще такое могло произойти. Им нельзя сильно ссориться, потому что успех в бою сильно зависит от морального духа команды. Они должны постоянно между собой договариваться и находить общий язык.
— Ого! Это не просто идея, это питч. Ты ищешь издателя?
— Я периодически слушаю подкасты про геймдев, и там все говорят, что с голыми идеями лучше никуда не соваться. Но если кто‑то заинтересуется таким концептом, буду рад.
— Мы тоже! С удовольствием поиграли бы в такую игру.