Первый отказ: «Кровавый спорт»
Отец Mortal Kombat Эд Бун никогда не скрывал, что идея игры у него возникла под впечатлением от фильмов с Ван Даммом.
Двадцатилетний Бун, примерно как пацаны из России 1990-х, вдохновился крутизной актера и вполне справедливо предположил, что его брутальная харизма отлично подойдет к набиравшему популярность в те годы жанру файтингов.
Не стесняясь, Бун подготовил питч игры, которую условно можно было назвать интерактивной адаптацией фильма «Кровавый спорт» — по задумке на полулегальном турнире выясняли бы отношения мастера восточных единоборств, — и отправил его агенту Ван Дамма. Ответа он так и не дождался: скорее всего, находящаяся на пике популярности звезда даже не ознакомилась с предложением будущего автора Mortal Kombat.
Но Бун не сдался.
В итоге вместо Ван Дамма в Mortal Kombat появилась пародия на него — каратист-кинозвезда Джонни Кейдж, фирменный прием которого — невероятно подлый удар в пах из шпагатаВ кино Ван Дамм тоже то и дело щеголял своим умением быстро садиться на шпагат..
Второй отказ: «Уличный боец»
Дальше дела пошли на лад и у Ван Дамма, и у авторов Mortal Kombat. Актер продолжал собирать кассу, а игра завоевала огромную популярность и из клона Street FighterФайтинг от Capcom, механики которого, скажем так, творчески позаимствовали авторы Mortal Kombat. превратилась в его полноценного конкурента.
Новый виток противостояния Mortal Kombat и Street Fighter перенесся с пузатых мониторов компьютеров на широкие экраны кинотеатров — одновременно в производство запустили два соответствующих фильма.
Бельгийская звезда, как в меме с двумя кнопками, начала выбирать. Mortal Kombat из гаражной разработки пары мечтательных пацанов вырос во вполне успешную франшизу, но и Street Fighter тоже был мощным брендом, к тому же за ним стоял могучий японский издатель Capcom.
В итоге Ван Дамм выбрал «Уличного бойца». Решающую роль при выборе, видимо, сыграл внушительный гонорар и участие Кайли Миноуг, с которой актер закрутил роман. По воспоминаниям очевидцев, на съемках Ван Дамм вел себя безобразно, забывал реплики, срывал график и, как говорил режиссер Стивен де Соуза, «обнюхивался кокаином до потери разума».
Так или иначе, Mortal Kombat вновь остался без Ван Дамма.
«Уличный боец» собрал приличную кассу, но был разгромлен критиками (помимо прочего досталось Раулю Хулиа, который после замечательной «Семейки Аддамс» вдруг попал в такой треш). «Смертельная битва» тоже стала хитом, но ее к тому же хвалили критики (этот фильм по сей день остается одной из лучших экранизаций видеоигр), а карьера ее режиссера Пола Андерсона мгновенно пошла в гору (дальше он с супругой Милой Йовович начнет одну за другой клепать экранизации Resident Evil).
В общем, всем было относительно неплохо — кроме Ван Дамма. Устав от его скотского поведения, голливудские студии постепенно растеряли желание с ним сотрудничать, а последующие скромные кассовые сборы окончательно погубили карьеру звезды.
Долгожданное сотрудничество: «Смертельная битва»
Вместе с девяностыми закончилась и эпоха гипермаскулинных боевиков, а кровавые игры приютились в инди-секторе: 100 млн долларов под экшен с летящими во все стороны кишками сегодня ни один крупный издатель не выделит. Так и хочется сказать, что Mortal Kombat и Ван Дамм одновременно утратили актуальность — но не тут-то было.
Облюбовав нишу боевика для ностальгирующих по девяностым мужиков, Mortal Kombat в своем первозданном виде без потерь перекочевала в эпоху новой этики. Это единственная на планете высокобюджетная игра с громадной аудиторией, которой до сих пор такое сходит с рук.
В 2021-м Ван Дамму в третий раз предложили сотрудничество с Mortal Kombat, и тут уж 61-летний актер не стал отказываться.
В Mortal Kombat 1 Джонни Кейдж наконец выглядит так, как и было задумано тридцать с лишним лет назад, — как Жан-Клод Ван Дамм.
Тут можно порассуждать о том, как судьба усмирила заносчивую звезду и заставила, переступая через гордость, все-таки удовлетворить фантазию разработчиков, когда‑то по-детски мечтавших увидеть в своей игре голливудского актера. Но эта история скорее про другое.
Скорпион, красующийся на логотипе авторов Mortal Kombat, — маскот студии и самый узнаваемый герой, но это машина для убийства, а не драматический персонаж. Душа Mortal Kombat — это, конечно, Джонни Кейдж, веселый актер с раздутым эго, которому, как оказалось, нет места в современном мире. Именно на нем держится драматургия сюжетных режимов последних Mortal Kombat, только ему можно сопереживать.
Как бы ни ссорились Ван Дамм и создатели Mortal Kombat и как бы ни сложились их дальнейшие судьбы, ясно одно: вместе им гораздо лучше, чем порознь.