Я пропустил историю этой игры. Из‑за нее был какой‑то скандал?
Да. Он связан с завышенными ожиданиями публики и невыполненными обещаниями разработчиков.
После триумфа третьего «Ведьмака» и его беспрецедентной поддержки (серии бесплатных обновлений; первоклассные дополнения «Каменные сердца» и «Кровь и вино») польская компания CD Projekt Red не только заработала миллиарды, но и установила доверительные отношения с сообществом геймеров, выгодно отличаясь от корпоративных гигантов вроде Ubisoft или Activision.
Когда на E3 2018 разработчики продемонстрировали демку Cyberpunk 2077, проект моментально начал казаться игрой мечты. Следующие два года пиар-отдел студии подогревал интерес к и без того ожидаемому релизу. «Да, у нас будет живойНа самом деле симуляция города на порядок отстала от стандартов Rockstar, а из‑за програмных недоработок еще и постоянно ломалась. Проще говоря, безмозглые статисты, как зомби, волочились по улицам туда-сюда, никак не реагируя на ваше присутствие. открытый мир, как в GTA. Но вообще это ролевая игра будущего. Поэтому все действия будут иметь последствияНеправда: в итоге игра оказалась довольно линейной., отыгрыш роли важенСнова ложь: принципиально различались только концовки игры, а оформить своими действиями персонажа-подонка или, напротив, спасителя мира в стиле Baldur’s Gate, было нельзя., вы сможете быть кем угодно. Это наша первая игра с мультиплееромНикакого мультиплеера не было и нет до сих пор.. А знаете, кто играет главного антогониста? Киану РивзА вот это правда, к тому же персонаж актеру достался отличный — противоречивый, с душевной травмой и остро конфликтующий с главным героем.!».
Однако когда Cyberpunk 2077 вышла, выяснилось, что большинство обещаний — ложь. Более того, игра почти не работала на PS4 и Xbox One (что иронично — под релиз Microsoft выпустила коллекционную версию консоли), а на PS5 и Xbox Series X надо было пробираться сквозь постоянные баги и вылеты. Для PC разработчики выдвинули настолько высокие системные требования, что насладиться проектом в полной мере могли лишь обладатели дорогущих видеокарт.
В итоге релиз обернулся рекордными продажами (13 миллионов копий за первые десять дней) и грандиозным скандалом. CD Projekt RED подмочила репутацию, а ее инвесторы потеряли чуть больше миллиарда долларов (акции подешевели вдвое). Тогда студия объявила о масштабной работе над ошибками и выпустила ставшую мемом дорожную карту исправлений.
Спустя почти три года работа, наконец, закончена. Вышедшая версия 2.0 завершает длинный путь многочисленных исправлений Cyberpunk 2077, а масштабное дополнение Phantom Liberty является финальным и единственным, хотя планировалось три DLC — аккордом в контентной поддержке игры.
О чем Cyberpunk 2077?
2077 год. Мегаполис Найт-Сити пережил экологическую катастрофу, мафиозные разборки, войну корпораций и даже ядерный взрыв в финансовом квартале. Наемник Ви, понимая, что город — это сила, идет к успеху, совершая преступления разной тяжести. Выполняя очередной контракт, Ви вживляет себе секретный биочип, и в его тело вселяется Джонни Сильверхенд (Киану Ривз) — террорист, личность которого была записана на чипе.
Круто, что сюжет Cyberpunk 2077 не строится вокруг спасения мира и не является притчей о его последних днях (как серия Deus Ex). Игра сосредоточена на выживании главного героя. Поэтому Ви раз за разом будет хвататься за любые спасательные круги, брошенные судьбой, будь то сделка с гаитянскими бандитами, похищение ученого или союз с боссом злодейской мегакорпорации.
Это ролевая игра? Боевик в открытом мире? Или линейный экшен в стиле Call of Duty?
Ближайший ориентир — серия GTA. Cyberpunk — на порядок более линейная игра, чем «Ведьмак», а отсутствие разветвленного сюжета компенсируется постановочными сценами. Все самое интересное в Найт-Сити происходит в основных и дополнительных квестах, а не между ними. Даже угон автомобилей или схватки с мини-боссами прописаны так умело, что выполняешь их с интересом.
И если нарративная часть в версии 2.0 не подверглась изменениям, то вот сам процесс основательно переработали.
Что изменилось в версии 2.0?
Главное — игра работает! 2.0 не вышла на консолях предыдущего поколения (еще раз вспомним про коллекционный Xbox One и улыбнемся), зато на актуальных платформах и даже средних PC можно насладиться происходящим без багов, вылетов и прочих технических ошибок.
В игру добавили полноценную полицию и уровни розыска, как в GTA. Поменяли физику у транспорта, реализовали систему повреждений и возможность стрелять, управляя авто. Также добавили новый класс машин — с встроенными пулеметами и ракетами, как в бондиане. Наконец, можно ехать на мотоцикле, размахивая катаной, — погони стали в разы веселее.
Количество перков сильно сократили, оставив лишь самые необходимые. Полностью обновили систему имплантов — теперь они дают различные пассивные бонусы, а некоторые (например, невидимость) можно использовать напрямую.
Перестрелки стали более яростными и разнообразными. Стрелять интереснее, враги убедительно реагируют на попадания, а искусственный интеллект хоть и остался балбесом, но хотя бы научился обходить Ви со спины.
Устали от пальбы? Появилась отдельная ветка развития для метательных ножей и катан. Плюс выбор холодного оружия значительно пополнился.
Самые жуткие и оригинальные способности в вашем арсенале называются скиллами нетраннера, и это киберпанковский аналог черной магии.
Самая напряженная схватка в игре — это дуэль с другим нетраннером, пытающимся вас взломать. За считанные секунды надо или найти этого умника и всадить ему пулю в голову, или взломать его на опережение.
Наконец-то мы получили игру, которая должна была выйти в 2020-м: в хорошем техническом состоянии, с крепкой экшен-частью и продуманной системой прогрессии.
Каким получилось дополнение Phantom Liberty?
Оно стартует где‑то в середине основного сюжета (его также можно запустить отдельно, если вы потеряли сохранения оригинальной игры).
С Ви связывается нетраннерша Сойка и просит, внимание, эвакуировать президента НСША (Новые Соединенные Штаты Америки) Розалинд Майерс из гетто Найт-Сити. Вас ждет ураганное вступление в стиле Call of Duty: падение самолета, перестрелка, погоня под дождем, битва с огромным роботом! И вот Ви уже втянут в шпионские дрязги. С одной стороны конфликта — прожженный агент Соломон Рид (Идрис Эльба), человек скрытный, но с железобетонными понятиями о чести. А с другой — Сойка, его протеже, которая явно что‑то задумала. Оба обещают помочь герою и вытащить из его головы треклятый чип. Но можно ли верить шпионам?
Помимо Call of Duty, дополнение отдает вайбами «Бегущего по лезвию» и еще одного фильма Ридли Скотта (не будем говорить, какого именно).
Стандартный набор для веселья тоже на месте: новый район, много интересных квестов и редких предметов экипировки.
Ведь если разобраться, киберпанк как жанр посвящен антигуманизму в самом широком смысле слова, а Cyberpunk 2077 представил жизнь Ви в своем теле и разуме как высшую ценность.
В Phantom Liberty разбивает эти понятия об колено. Это злая и горькая история, где понятие жизни размыто, а вопрос телесности показан с настолько неожиданной стороны, что, скажем так, финальный выбор заставит вас уйти на нервный перекур, во время которого выяснится, что хеппи-энда среди предложенных вариантов нет вообще. Таким, пожалуй, и должен быть настоящий киберпанк-триллер.
Cyberpunk 2077 версии 2.0 — беспрецедентный случай доведения уже выпущенной игры до совершенства, демонстрирующий, что разработчики из CD Projekt готовы признавать ошибки и не прячутся от ответственности перед своей аудиторией.
Тут хочется провести аналогию с игрой. В ней есть своеобразная валюта под названием Street Cred, то есть уважение улиц. С деньгами она никак не связана — каким богатым бы вы ни были, завоевывать репутацию приходится тяжким трудом. В случае с CD Projekt и Cyberpunk 2077 деньги они заработали три года назад, но уважение улицы тогда потеряли.
Что ж, сегодня они его себе вернули.